Ранее Михайловский районный суд рассмотрел иск М., который в январе 2013 года на одном из интернет-сайтов узнал, что некая группа лиц, которая называет себя «Некоммерческое партнерство «Витязи», предлагает перечислить на счет одного из их участников партнерства любую сумму от 500 рублей, и на эту сумму в месяц будет начисляться прибыль в размере 30% в месяц. В сообщении на сайте также указывалось, что снять деньги можно будет в любое время, но не раньше чем через месяц после того как деньги будут перечислены на счет одного из участников.
21 января 2013 года М. перевел на счет участника НП «Витязи» Б. 100 тыс. рублей для начисления на них ежемесячной 30-процентной прибыли без оформления каких-либо письменных соглашений и договоров.
22 февраля М. обратился к Б. с запросом о выплате ему 100 тыс. рублей, однако получил отказ.
Факт перевода денежных средств в судебном заседании был подтвержден платежным поручением и не оспаривался ответчиком.
Суд применил в данном случае нормы, регулирующие отношения неосновательного обогащения. Напомним, что подпункт 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Б. же не представила доказательств того, что 100 тыс. рублей перечислены ей истцом во исполнение несуществующего обязательства либо в целях благотворительности.
Суд взыскал с участника НП «Витязи» Б. в пользу М. сумму неосновательного обогащения в размере 100 тыс. рублей, а также 6700 руб. судебных расходов. Б. обжаловала это решение в апелляционном порядке, однако судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда оставила его без изменений.