Во многих регионах, где с начала года врачи и медсестры заметно потеряли в зарплате, исправить ситуацию обещают в мае. Правда, это пока — только заявления местных чиновников

В Минздраве России сейчас обобщают информацию, поступившую из регионов. «Российская газета» решила «продублировать» изыскания чиновников. Ведь не секрет, что в отчетности фигурируют одни цифры, зачастую, вполне благополучные. А в зарплатной ведомости врачам приходится расписываться совсем за другие суммы.

Итак, по итогам работы, проделанной собкорами «РГ», можно сделать несколько выводов. «Зарплатотворчество» в регионах процветает. Изменения в системе финансирования поликлиник и больниц, перевод нашего здравоохранения в общем и целом на «одноканальное» денежное содержание за счет Фонда ОМС, как утверждает министр Вероника Скворцова, не должно было привести к падению зарплат.

И в некоторых регионах, действительно, переход этот прошел практически безболезненно. Например, в Орловской области уже в первом квартале медики стали зарабатывать примерно на 25 процентов больше, чем год назад. Участковые терапевты — средняя зарплата была 20,9 тысячи рублей, стала — 21,5 тыс. У хирургов и офтальмологов прибавка существеннее — с 27 — 22 тыс. руб. до 32 — 30 соответственно. «Средний» гастроэнтеролог в нынешнем году зарабатывает столько же, сколько «средний врач по стране»: чуть больше 32 тыс. Жить в целом можно. В Пензе зарплаты тоже увеличились с начала года. Рост — примерно на 4 тысячи. Единственное неприятное исключение — Пензенская офтальмологическая больница, где соглашение с федеральным центром на оказание высокотехнологичной помощи было подписано только в апреле. В мае и здесь зарплаты «подтянутся», обещал «РГ» областной министр здравоохранения Владимир Стрючков. В Дагестане тоже в апреле зарплату выплатили в повышенном объеме, но в целом заработки очень низкие — при 30-летнем стаже не выше 10 тысяч рублей. Относительное благополучие в таких регионах объясняется просто: там сохранили стимулирующие выплаты.

А в других регионах доплаты, которые медики получали по программе «модернизация здравоохранения», не моргнув глазом, отменили. Оклады же остались прежними. Так случилось, например, в Ижевске. О педиатрах этого города теперь известно всей стране — чтобы их услышали местные начальники, им пришлось трубить во все колокола и грозить дополнить «сидячую» забастовку голодовкой. Ижевская история далеко не единственная. «Мы ждем обещанного повышения всей поликлиникой, — рассказала корреспонденту «РГ» участковый педиатр одной из поликлиник Архангельска Ирина Аничкова. — До нового года получали «президентскую» надбавку в 10 тысяч рублей, вместе с северными и районными надбавками получалась существенная сумма». С января «безусловную» надбавку сделали «условной» — чтобы ее получить, врачу нужно выкладываться, выполнять «план» по больным… «Наказать» его могут за ошибки в ведении документов, за невыполненный план по прививкам.

Одним словом, вместо того, чтобы задействовать «пряник», поощряя врача за ту же профилактическую работу, к примеру, чиновники решили «отгрызать» от заранее определенной суммы, держа врачей в постоянном напряжении перед возможным штрафом.

30 тысяч врачей не хватает в государственной медицине.

Примерно такая же ситуация в Мурманской области, Волгограде. «Врачи с опытом, проработавшие много лет, имеющие первую или высшую категорию, получают доплату к базовой ставке в 6 тысяч рублей еще около двух тысяч. Надбавка — 10 тысяч. На руки «чистыми» — около 15 тысяч, — рассказывает педиатр районной поликлиники Волгограда Анна. — Зарплата не зависит ни от количества детей на участке, ни от числа вызовов на дом, ни от количества посещений. Но «план посещений» все же есть. За день я принимаю от 30 до 70 человек, в зависимости от сезона». Доплату Анна получила только в марте. Теперь врачи ждут — что будет в мае, когда им выплатят зарплату за апрель? А в Самаре «модернизационную» доплату отменили вообще — потеря в заработке составила 35-40 процентов.

В Свердловской области свои «чудеса». В конце марта Росздравнадзор включил регион в число 10 «отстающих» субъектов, где выплаты медикам упали. Но и после попадания в «черный список» местный минздрав настаивает — никаких снижений!

То, что практически повсеместно врачам для полноценного заработка приходится работать на двух-трех ставках, чиновники не афишируют.

Кроме очень и очень творческого подхода к определению «надбавок» и поощрений, как оказалось, неплохая «средняя температура по больнице» в отношении зарплат формируется еще одним способом. Главные врачи «не стесняются» назначать себе зарплату в разы (а в некоторых случаях и на порядок) выше, чем у подчиненных. «На круг» деньги осваиваются успешно, статистика не страдает. В Приморье, например, началось с того, что на встрече с профсоюзами медиков вице-губернатор Ирина Василькова назвала среднюю зарплату врача на уровне 20 тысяч рублей. Врачи очень удивились. Оказалось, даже в отделениях реанимации практикующие хирурги, реаниматологи, другие специалисты зарабатывали от 10 до 19 тысяч рублей, при этом главврач назначал себе и своему заместителю до 80-150 тысяч рублей в месяц.

В Приморье в результате этого скандала не были продлены контракты с несколькими главными врачами.

Видимо, поняв, что «зарплатотворчество» в государственной медицине сейчас попало в круг интересов федерального правительства, на местах сейчас активно «оправдывают» низкие заработки в начале года изменением модели финансирования, тем, что до сих пор не начислялись премии. Так, например, объяснили недоплаты в Калмыкии. Дескать, в мае ситуация должна исправиться. «РГ» будет следить за развитием событий.

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *