Дело А40-36142/2015. Общество «Башар Рус» заявило иск к своему арендодателю «Авилон Плаза», чтобы признать незаключенным двухлетний договор аренды от 2014 года, поскольку ответчик так его и не зарегистрировал, хотя обязался это сделать. Как сообщил суду «Башар Рус», он предлагал контрагенту сократить срок действия соглашения, чтобы его не нужно было регистрировать, но не дождался реакции. Ответчик в свою очередь возражал, что готов был обратиться в Росреестр, но арендатор не передавал ему все необходимые документы.
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск, потому что незаключенный договор не порождает прав и обязанностей. Случилось это 19 июня 2015 года, а в октябре юрист «Авилон Плазы» принесла в апелляцию уже зарегистрированный договор и повторила довод о том, что раньше арендодатель не мог этого сделать – не было нужных документов. Однако это доказательство 9-й ААС назвал неотносимым и не нашел оснований для пересмотра решения первой инстанции. К другим выводам пришел АС МО.
Смысл государственной регистрации долгосрочной аренды в том, чтобы о ней знали третьи лица, а для сторон сделки права возникают в момент ее совершения или фактического исполнения, разъяснил в своем постановлении окружной суд. Раз арендатор принял от арендодателя помещение в пользование, чего оба не отрицают, – значит, договор они фактически заключили, рассудила коллегия АС МО. Она указала, что при таких обстоятельствах защита добросовестного истца должна сохранять, а не аннулировать правоотношения, то есть «Башар Рус» мог попытаться принудить партнера зарегистрировать договор. В любом случае, это было уже сделано, когда дело слушалось в апелляции, но она не придала этому значения, формально согласившись с первой инстанцией, констатировал АС МО. В иске «Башар Рус» он постановил отказать.