Проверке на конституционность подверглись положения п. 7 ч. 3 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан.
Заявители в прошлом являлись фигурантами уголовных дел частного обвинения, которые были прекращены в связи с примирением сторон. В случае одного из заявителей статья, по которой возбуждалось дело, была впоследствии исключена из Уголовного кодекса РФ. Поскольку действующие нормы запрещают служить в полиции лицам с любым уголовным прошлым, все они были уволены из органов внутренних дел.
КС пришел к выводу, что, соглашаясь на прекращение дела в связи с примирением сторон, заявители не могли предвидеть, что это повлечет их увольнение со службы (соответствующая норма вступила в силу лишь с 2012 года). Кроме того, при этом не учитывается последующая биография стража порядка, в том числе успешное прохождение аттестации в рамках реформы МВД. Исходя из этого, заключил суд, предписываемое спорной нормой обязательное и безусловное увольнение полицейского в подобной ситуации противоречит Конституции РФ.
Кроме того, по мнению КС, обязательное и безусловное увольнение со службы сотрудника внутренних дел, деяние которого было впоследствии декриминализовано ставит его в неравное положение с полицейскими, совершившими аналогичные деяния после их декриминализации, и в силу этого также не соответствует конституционному принципу равенства всех перед законом и судом, нарушает конституционные права увольняемого лица.
Дела обратившихся в КС заявителей подлежат пересмотру.