Этот документ подготовлен на основе анализа сложившейся в ФАС ДВО судебной практики за 2012 год и 9 месяцев 2013 года.
В частности, в обобщении рассматриваются вопросы определения налоговой ставки земельного налога, для которой имеют значение категория земельного участка и разрешенный вид землепользования.
Как отмечает кассационный суд, в соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеры, определенные данной статьей НК РФ.
Указанной нормой предусмотрено, что налоговые ставки в отношении земельных участков, отнесенных: к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, и ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (абзац введен в подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ и действует с 01.01.2013) не могут превышать 0,3%. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
При изучении практики применения судом кассационной инстанции положений статьи 394 НК РФ выявлены следующие правовые подходы.
Открытое акционерное общество «Дальэнергомонтаж Приморье коллективное сельскохозяйственное предприятие» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (дело № А51-6242/2011) о признании недействительными решения инспекции ФНС по Ленинскому району Владивостока от 17.02.2011 о доначислении авансового платежа по земельному налогу за третий квартал 2010 года и пеней в общей сумме 3 157 297,46 руб., а также решения управления ФНС по Приморскому краю от 08.04.2011, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Основанием для дополнительного начисления авансовых платежей по земельному налогу послужили выводы инспекции о неправомерном применении обществом при их исчислении налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 № 108 «О земельном налоге в городе Владивостоке» в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Налоговый орган исходил из того, что упомянутый земельный участок в соответствии с кадастровым паспортом отнесен к землям населенных пунктов и налоговая ставка должна составлять 1,5% от кадастровой стоимости участка, то есть в размере, установленном в отношении прочих земельных участков.
Проверяя указанные решения, суды пришли к выводу о несоответствии данных решений положениям пункта 1 статьи 394 НК РФ в части доначисления авансового платежа в сумме 2 555 901,5 руб. и пеней, приходящихся на указанную сумму, и признали правомерным применение налоговой ставки в размере 0,3%.
Судами из материалов дела установлено и не опровергла инспекция, что спорный земельный участок согласно государственному акту на право использования земель от 05.11.1988 года № 196484 предоставлен для сельскохозяйственного использования и фактически использовался для выращивания овощей в защищенном грунте (теплицах). Между тем, решением Думы Владивостока от 08.07.2011 № 718 «О внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа» внесены изменения в Генплан, касающиеся разграничения земель по категориям, в результате спорный земельный участок был отнесен к землям населенных пунктов и согласно выписке государственного земельного кадастра предназначен для эксплуатации объектов недвижимости.
Установив, что на спорном земельном участке находятся теплицы для выращивания овощей, принадлежащие обществу, основным видом деятельности которого является растениеводство, суды, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77, подпункта 6 пункта 1, пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, пришли к выводу о правомерном применении заявителем налоговой ставки 0,3 процента при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2010 года в отношении спорного земельного участка, как используемого для сельскохозяйственного производства в соответствии с условиями его представления при том, что примененная обществом ставка соответствует целевому назначению земли и разрешенному использованию.
Постановлением суда кассационной инстанции от 23.03.2012 (№ Ф03-646/2012) принятые по данному делу судебные акты оставлены без изменения, определением Высшего арбитражного суда РФ от 01.08.2012 № ВАС-9357/12 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано.
Аналогичный правовой подход был применен судами по делу № А51-12678/2011 АС Приморского края, по которому судебные акты постановлением ФАС Дальневосточного округа от 15.08.2012 (№ Ф03-3069/2012) также оставлены без изменения.