Башинский обвинялся в организации применения незаконных мер воздействия к заключенным, а его подчиненные — в превышении должностных полномочий, насилии над заключенными с использованием специальных средств. Гордееву инкриминировали оказание содействия сотрудникам колонии при избиении заключенного Федора Роденко, а также его убийство.
По версии следствия, сотрудники колонии Запорожец, Швецов и Зарипов 2 июня 2010 года избили заключенного Роденко, подвесив его на веревках, затем на четыре часа поместили в узкое помещение для хранения хозинвентаря, так называемый стакан. Затем Роденко перевели в камеру, куда вечером с ключами якобы проник Гордеев, который был старшим дневальным штрафного изолятора, и задушил его. Кроме того, Запорожец 1 июня 2010 года поместил заключенного Калиева в непроветриваемое помещение, пол которого был залит водой с примесью хлора, где продержал его 31 час. При этом сотрудник колонии, как утверждает следствие, распылял в воздухе слезоточивый газ из баллончика. В деле фигурирует третий потерпевший Любушкин, заключенный, которого, по версии следствия, Зарипов 26 мая 2010 года по распоряжению Башинского помещал в «стакан» на период не менее 20 часов.
Организатором применения физического насилия к заключенным с целью принудить их к беспрекословному выполнению требований администрации колонии обвинение считало начальника ИК №2 Башинского. Следствием установлено, что он приказал уничтожить запись с камеры видеонаблюдения в шизо колонии, чтобы скрыть как его причастность и причастность его подчиненных к совершению преступлений.
По ходатайству подсудимого Гордеева дело рассматривалось с участием присяжных заседателей. Обвинения, предъявленные сотрудникам исправительной колонии, не относятся к подсудности областного суда, и они проходили фигурантами по делу Гордеева. Коллегия была сформирована 6 марта 2013 года. В ходе заседаний суд допросил около 30 свидетелей — сотрудников колонии и заключенных. Коллегия присяжных в этом деле отличилась высокой активностью: от присяжных участникам процесса было задано около 80 уточняющих вопросов. 9 и 10 апреля присяжные заседатели в общей сложности провели в совещательной комнате более семи часов. 10 апреля они огласили вердикт.
В результате начальник колонии Башинский полностью оправдан за непричастностью к совершению преступлений. Коллегия пришла к мнению, что уничтожение им видеозаписи не содержит в данном случае состава какого-либо уголовного преступления. Остальные подсудимые оправданы частично. Зарипов и Швецов, которым вменялось, что после освобождения заключенного Калиева из кладовой, где над ним издевался Запорожец, они обливали потерпевшего горячей водой из пожарного шланга, по этому эпизоду оправданы. Обвинение по эпизоду, в котором фигурировал третий потерпевший — Любушкин, присяжные сочли недоказанным.
Сотрудники колонии Запорожец, Зарипов и Швецов вердиктом присяжных признаны виновными в применении насилия к заключенному Роденко, а Запорожец — ко второму заключенному Калиеву с использованием спецсредств (аэрозольного устройства и резиновой палки). Гордеев, которого коллегия признала невиновным в убийстве Роденко, признан виновным в пособничестве в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий (ч. 5 ст. 33 – п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ). Большинством голосов при вынесении вердикта присяжные заседатели сочли всех обвиняемых достойными снисхождения.
Приговором Челябинского облсуда Запорожцу назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы в колонии общего режима, с лишением права занимать должности рядового и начальствующего состава в системе правоохранительных органов и системе исполнения наказания сроком на 3 года, с дополнительным наказанием в виде лишения специального звания лейтенанта внутренней службы. Швецову и Зарипову назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы в колонии общего режима, с лишением права занимать должности рядового и начальствующего состава в системе правоохранительных органов и системе исполнения сроком на 2 года 6 месяцев. Швецов лишен специального звания старший лейтенант внутренней службы, Зарипов — специального звания старший прапорщик внутренней службы. Гордееву путем частичного сложения с наказанием, не отбытым по предыдущему приговору (2 года), предстоит отбыть 5 лет 6 месяцев в колонии строгого режима.
Бывшие сотрудники ИК-2 после оглашения обвинительного приговора взяты под стражу в зале суда (в последнее время они находились под подпиской о невыезде, во время следствия менее года содержались под стражей, затем под домашним арестом). Приговор не вступил в законную силу, он может быть обжалован в ВС. Но вердикт присяжных обжалованию не подлежит, стороны могут лишь выразить несогласие с назначенным наказанием либо указать на процессуальные нарушения, если таковые, по их мнению, были допущены при рассмотрении дела.