Вообще-то Шойгу главным образом интересовало, как флотское командование и местные подводники готовятся к приему атомных субмарин проекта 955 «Борей» с ракетным комплексом «Булава-30». Головной корабль этой серии припишут к Северному флоту, а второй — «Александр Невский» хотят передать тихоокеанцам. Новую лодку ждут на Камчатке в будущем году, но прежде необходимо подготовить инфраструктуру для базирования таких атомоходов. Речь — о специальных пирсах, электроподстанции, подъездных путях, складских помещениях и т.д. Всего, по некоторым данным, в гарнизоне должны возвести более десятка новых объектов. Сергей Шойгу решил посмотреть, как идет их строительство, и затем обсудить проблемы подводных сил ТОФ на совещании с окружным и флотским командованием.
Посещение Северо-Восточного ремонтного центра тоже значилось в программе министра. Но, наверное, мало кто ожидал, что его экскурсия по заводской территории выльется в очень нелицеприятный разговор с руководителями предприятия. Поводом стала атомная подлодка проекта 971 «Братск». Она стоит в плавучем доке БПД-71 уже шесть лет, и все эти годы рядом с кораблем находятся 37 членов его экипажа. За это время ремонтники провели только инвентаризацию работ, в которых нуждается субмарина. На самом корабле не заменили ни одного механизма. Зато 250 миллионов, отпущенных минобороны на ремонт корабля, предприятие благополучно «освоило». Эти средства, как утверждают заводчане, пошли на ту самую инвентаризацию. А ведь по плану еще в декабре прошлого года отремонтированный «Братск» должен был приступить к швартовым испытаниям.
На какой срок они переносятся, точно сказать нельзя. Зато можно с уверенностью говорить, что это вряд ли произойдет в Вилючинске. После шести лет простоя лодки руководители Северо-Восточного центра предложили военным не ремонтировать, а модернизировать атомоход. И затребовали на эту работу еще несколько миллиардов рублей. В минобороны к инициативе отнеслись, мягко говоря, отрицательно. Поэтому нынешним летом «Братск» переправят для ремонта на другой завод.
Бредовая ситуация, с которой Шойгу столкнулся на Камчатке, подтолкнула министра к выводу, что порядок финансирования ремонта кораблей и подлодок нужно срочно менять.
— Необходимо делать сначала инвентаризацию и только затем производить финансирование. А не наоборот. Этот процесс нужно подчинить логике, — уверен министр обороны.
По идее, с вилючинского предприятия надо бы требовать возвращения денег. Но оно и так стоит на грани банкротства. Дело в том, что после акционирования судоремонтный центр пришел в упадок. Отсутствие средств привело к тому, что завод покинули многие квалифицированные специалисты, производственные мощности устарели, а заменить их новыми не на что. К примеру, для поддержания в рабочем состоянии плавучего дока БПД-71, где стоит «Братск», ежегодно требуется 40 миллионов рублей. Но за последние двадцать лет на это в общей сложности потратили всего 90 миллионов. Шойгу трудности заводчан понимает, однако заниматься благотворительностью за госсчет не собирается. Тем более что речь идет об обеспечении безопасности России на Дальнем Востоке.