Верховный суд России смягчил приговор шестерым осужденным по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2009 году. Теперь шесть представителей ингушского клана Картоевых будут отбывать наказание в колонии общего, а не строгого режима. Для четверых осужденных пожизненно приговор остался без изменений.

Верховный суд России в понедельник смягчил приговор шестерым осужденным по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2009 году. Таким образом, судебная коллегия частично удовлетворила жалобу защиты, изменив режим содержания для шести братьев Картоевых со строгого на общий.

Еще в мае прошлого года Тверской областной суд признал Беслана, Идриса, Ильяса, Магомеда, Тархана и Тимура Картоевых виновными в организации и участии в незаконном вооруженном формировании, а также в незаконном обороте оружия и избрал для них наказание от 7 до 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Ранее прокуратура Тверской области просила приговорить всех шестерых к 15 годам заключения, однако все подсудимые были оправданы по статье бандитизм (ч. 2 ст. 209 УК) — «за отсутствием в деянии состава преступления».

«Я полагаю, суд пришел к выводу, что следствию не удалось доказать связь моего подзащитного и других фигурантов дела с Саидом Бурятским», — прокомментировал тогда адвокат Муса Плиев.

В понедельник Верховный суд подтвердил, что шесть Картоевых не в ходили в банду, непосредственно организовавшую теракт.

Подрыв «Невского экспресса» произошел 27 ноября 2009 года на границе Тверской и Новгородской областей и унес жизни 27 человек, еще 132 были ранены. Обвинения были предъявлены десяти уроженцам Ингушетии — Зелимхану Аушеву и девяти представителям клана Картоевых (некоторые из них родственники) — они и предстали перед судом, стартовавшим 12 сентября 2011 года. Процесс, который вела тройка судей, проходил в закрытом режиме: некоторые материалы дела содержат гриф «секретно». Свидетелями по делу проходили 500 человек. Никто из подсудимых, выступая с последним словом, не признал свою вину. Все настаивали, что следствие не представило неопровержимых доказательств.

В сообщении Генпрокуратуры говорилось, что все обвиняемые «добровольно вступили в вооруженное формирование, входящее в террористическую организацию «Братья-мусульмане», которое создал Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский».

В итоге только четверо из десяти подсудимых были признаны виновными в организации теракта и приговорены к пожизненному лишению свободы.

До конца жизни в исправительной колонии особого режима будут сидеть Зелимхан Аушев и трое Картоевых — Беслан, Мурад и Татархан, рассказала пресс-секретарь суда Нина Туманова. Они признаны виновными в организации незаконного вооруженного формирования и участии в нем (ч. 2 ст. 208 УК), в совершении террористического акта (п. «б» ч. 3 ст. 205 УК), в незаконном обороте и изготовлении оружия (ч. 3 ст. 222 и ч. 3 ст. 223 УК). Суд удовлетворил ходатайство гособвинения, которое просило для этой четверки максимальное наказание, сообщили в Генпрокуратуре.

Суд также вынес решение по искам потерпевших — всего их в деле около 240 человек. Приговоренных к пожизненному заключению Аушева, Беслана, Мурада и Татархана Картоевых суд обязал солидарно возместить моральный вред потерпевших. «Суммарно цифра доходит до нескольких миллионов рублей», — сообщили в пресс-службе суда. По данным Генпрокуратуры, приговоренным придется выплатить около 7 млн рублей.

Приговоренных пожизненно суд также обязал возместить 133 960 640 рублей владельцу «Сапсана» — ОАО РЖД.

В декабре 2009 года на одном из сайтов сепаратистов появилось заявление «кавказских моджахедов», в котором они брали ответственность за подрыв поезда на себя. По их словам, они действовали по приказу главаря террористической организации «Имарат Кавказ» Доку Умарова.

Следствие позже установит, что подрыв поезда «Невский экспресс» совершила банда, возглавляемая Саидом Бурятским (Александром Тихомировым). Боевики использовали тактику «двойного подрыва»: после основного взрыва, когда на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа, произошел подрыв второго устройства, заложенного боевиками. По версии следствия, 22 ноября 2009 года подсудимые прибыли в район деревни Лыкошино Бологовского района Тверской области. Оперативники обнаружили неподалеку от места аварии укрытие предполагаемых террористов: в пустующем доме неподалеку от станции Лыкошино по полу были разбросаны четыре матраса. Тогда из укрытия были изъяты образцы ДНК.

На месте происшествия был также найден заряженный патронами магазин от пистолета-пулемета «Кедр». Именно эта находка позволила выйти на след террористов: на магазине была маркировка. Следователи проследили путь оружия, который привел их к банде Саида Бурятского, действующей в Ингушетии.

В начале марта 2010 года в ингушском селении Экажево была проведена спецоперация, в ходе которой большинство обвиняемых были задержаны. В ходе спецоперации в Экажево были уничтожены Тухан Картоев, которого представители ФСБ называли главарем банды, и Саид Бурятский. В спецоперации погиб следователь Следственного комитета Сергей Васюкович. В доме у боевиков было обнаружено большое количество огнестрельного оружия и компонентов взрывных устройств, в том числе и пистолет-пулемет «Кедр» с маркировкой А 1713 — той самой, которая была нанесена и на магазин, обнаруженный на месте подрыва «Невского экспресса».

На причастность к теракту задержанных родственников Тухана Картоева указали результаты генетической экспертизы, заявили в ФСБ. При этом защита настаивала и продолжает настаивать, что результаты экспертизы были сфальсифицированы, поскольку исследование проводили в ФСБ. Именно на этом адвокаты и строили основную линию защиты. «Более того, вещи для проведения других экспертиз (всего их было около 300) изымались незаконно», — отметил Муса Плиев.

Защита также настаивает на недоказанности преступлений. В том числе, по мнению адвокатов, следствие не представило никаких доказательств того, что подсудимые состояли в банде крупного идеолога ваххабизма на Северном Кавказе Саида Бурятского. «Не были представлены доказательства телефонных или других переговоров подсудимых с Бурятским. Их связь строилась на том, что Бурятский был убит в ходе спецоперации ФСБ в селе Экажево, где и проживали все обвиняемые», — считает адвокат Татьяна Окушко. Адвокаты также утверждают, что на момент взрыва все подсудимые находились в Ингушетии.

Так или иначе, в понедельник приговор с незначительными изменениями вступил в законную силу. «Приговор Тверского областного суда от 22 мая 2012 года в отношении Беслана, Идриса, Ильяса, Магомеда, Тархана и Тимура Картоевых изменить, определив отбывать наказание в колонии общего режима», — цитирует судью агентство РАПСИ.

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *