Это почти в два раза больше суммы, фигурирующей в «деле Сергея Магнитского», который утверждал, что раскрыл хищение силовиками 5,4 млрд рублей возвращенных налогов.
В Следственном комитете пока не говорят, сколько именно расследуется дел, однако известно, что одно из них о хищении на сумму в 3 млрд рублей. Как выяснили следователи, неизвестные лица смогли вернуть эти денежные средства в 2009 и 2010 году, а помогли им в этом два оперуполномоченных отдела по налоговым преступлениям УВД по ЮЗАО Москвы Дмитрий Христофоров и Сергей Оганов.
«Христофоров и Оганов исполняли запросы налоговых служб о проверке финансово-хозяйственной деятельности фирм, которые впоследствии оказались «однодневками», — говорят в СК. — В задачу оперуполномоченных входило установить, имеются ли у фирм склады, товар, работники, что доказывало бы для налоговых служб наличие финансово-хозяйственной деятельности и служило бы основанием для возмещения налога на добавленную стоимость (НДС)».
Как считают следователи, два оперуполномоченных были хорошо осведомлены о том, что фирмы, которые им предстояло проверять, не ведут финансово-хозяйственной деятельности.
«Христофоров и Оганов были в сговоре с неустановленными лицами и составили фиктивные документы для инспекции налоговой службы № 28», — говорят в СК.
Налоговики на основании проверки приняли решение о возвращении фирмам 3 млрд рублей налога на добавленную стоимость. Кто именно получил деньги, в следственных органах не сообщают.
«Один из подозреваемых — Христофоров — задержан, следствие планирует выйти в суд с ходатайством о его аресте. Второй — Оганов — еще находится на свободе, вопрос о мере пресечения для него еще решается», — пояснили в СК.
В полиции ЮЗАО пояснили, что оба названных сотрудника были уволены более года назад. «Они попали под сокращение. Один был уволен в апреле 2011 года, второй — в декабре 2011 года, их служба была расформирована, — пояснили в полиции. — Функции по проверке налоговых преступлений перешли в отдел экономической безопасности».
Судя по всему, речь идет о расследовании дел, связанных с деятельностью бывшей начальницы налоговой инспекции № 28 Ольги Степановой, фигурирующей также в «деле Магнитского».
Уволившись с этой работы в начале 2011 года, она перешла в Министерство обороны и стала советником руководителя Рособоронпоставки. В декабре 2012 года стало известно, что в отношении Степановой было возбуждено уголовное дело о незаконном возмещении НДС по импортированным товарам на 8 млрд рублей. Сотрудники инспекции № 28 вернули деньги фирмам, которые оказались «однодневками». Позже в правоохранительных органах пояснили, что в рамках этого дела проверяют случаи возврата НДС на сумму свыше 50 млрд рублей. Тогда же сообщалось, что были допрошены экс-начальник отдела по налоговым преступлениям УВД ЮЗАО Москвы Сергей Пичугин, а также двое бывших сотрудников УВД ЮЗАО Москвы Александр Большаков и Сергей Аганов — вероятно, это Сергей Оганов, проходящий по делу о хищении 3 млрд рублей.
Кроме того, сообщалось, что следователи намерены подготовить ряд запросов о том, каким имуществом в России и за рубежом владеет Ольга Степанова, ее родственники и бывший муж.
Ответ на этот вопрос могут дать коллеги аудитора фонда Hermitage Сергея Магнитского. В 2011 году они направили заявление в МВД России с просьбой возбудить уголовное дело в отношении Ольги Степановой.
В заявлении было указано, что с 2007 по 2011 год семья Степановой обогатилась на $39 млн, причем в России эти средства задекларированы не были.
Коллеги Магнитского говорили, что в конце января 2008 года супруг Степановой Владлен стал учредителем кипрской компании «Аривуст Холдингс Лимитед» — и в течение одного месяца на счета этой компании в швейцарском банке Credit Swiss поступило больше 7 млн евро. (Позже прокуратура Швейцарии заявила о расследовании дела об отмывании денег.) Сообщалось о покупке Степановыми двух 140-метровых квартир в Дубае, двух вилл на берегу Персидского залива и в Черногории, а также о строительстве дома около Рублево-Успенского шоссе.
Такой интерес к экс-начальнице инспекции № 28 со стороны фонда Hermitage объясняется тем, что именно ее сотрудники, а также сотрудники инспекции № 25 одобрили в декабре 2007 года возвращение 5,4 млрд рублей, которое, как оказалось позже, было незаконным.
По мнению представителей Hermitage, именно Магнитский обнаружил попытку вернуть налоги. Мошенники, в числе которых, по заявлению Магнитского, были представители правоохранительных органов, переоформили три компании фонда — ООО «Рилэнд», ООО «Парфенион» и ООО «Махаон» — на подставную фирму. Их директорами были указаны подставные лица, от имени которых затем и был оформлен запрос на возврат налогов. По мнению следствия, сам Магнитский разработал такую схему возврата миллиардов, а вины налоговиков не установлено. Он был задержан в 2008 году и скончался в 16 ноября 2009 года в СИЗО «Матросская Тишина».
Следователи в конце 2012 года заявили о непричастности всех должностных лиц к хищению 5,4 млрд рублей. Между тем до сих пор в правоохранительных органах не могут дать ответ, куда были переведены украденные миллиарды.
Известно также, что сотрудники налоговых инспекций № 25 и № 28 находятся в «списке Магнитского» — перечне лиц, которым запрещен въезд в США.