Первое дело в отношении адвоката Адвокатской палаты Москвы 30-летнего Мурада Мусаева и других лиц возбуждено по ч.4 ст.309 УК РФ (подкуп свидетелей в целях дачи ими ложных показаний, в составе организованной группы).
По версии следствия, в январе Мусаев, защищавший обвиняемого в убийстве Юрия Буданова уроженца Чечни Юсупа Темерханова, «совместно другими лицами, в том числе и пока неустановленными», совершили подкуп двух свидетелей по уголовному делу. Целью подкупа являлась дача свидетелями ложных показаний в суде.
Напомним, что в январе СКР возбудил уголовное дело о подкупе свидетеля Александра Евтухова на процессе об убийстве Буданова в Мосгорсуде в отношении адвоката адвокатского бюро «Мусаев и партнеры» Дарьи Трениной. По мнению следствия, в начале января адвокат Темерханова Тренина по телефону связалась с Евтуховым, предложив встретиться и обсудить его показания в суде. Получив согласие, она 9 января прилетела в Новосибирск, где тот проживает, и встретилась с ним в одной из гостиниц. Как утверждает СКР, адвокат предложила Евтухову при даче показаний в суде уверенно заявить, что у киллера были светлые волосы. За эти показания она обещала оплатить перелет Евтухова в Москву и обратно, а также заплатить ему 100 тыс. рублей. Евтухов согласился с этим предложением, и адвокат сразу же в одном из банков Новосибирска перечислила ему на банковскую карту 50 тыс. руб., а по возвращении в Москву перевела еще 50 тыс. рублей. Как ранее сообщалось, 21 января на процессе в Мосгорсуде Евтухов дал показания о том, что Темерханов не похож на виденного им киллера, поскольку тот был славянской внешности.
СКР обещал в ходе расследования дела Дарьи Трениной допросить «всех адвокатов Темерханова, в том числе и Мурада Мусаева». До этого СКР сообщал, что когда 14 января Тренина встретила Евтухова в аэропорту Шереметьево и на своей машине привезла к зданию Мосгорсуда, здесь к ним подсел Мусаев. Он на своем компьютере хотел показать Евтухову фотографию обвиняемого, «однако по техническим причинам ему не удалось это сделать – компьютер не включился». По поводу заявления Мусаева на процессе о перечислении Евтухову денег «якобы на перелет и проживание в Москве», СКР заявлял, что «видимо, адвокат, прекрасно понимая, что следы перечисления денег невозможно уничтожить, придумал неудачную попытку оправдать банальный подкуп».
Второе уголовное дело в отношении адвоката Мусаева и «других лиц» возбуждено по ч. 1 ст. 294 УК РФ (вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия). По версии следствия, с конца 2012 г. по начало 2013 г. Мусаев и его сообщники решили «принудить коллегию присяжных к вынесению вердикта, оправдывающего Темерханова». Для этого они «путем просьб, уговоров, угроз причинения вреда здоровью, а также используя иные формы воздействия», вмешивались в деятельность присяжных заседателей. В частности, присяжным предлагали отказаться от продолжения участия в судебном рассмотрении дела об убийстве Буданова, «рекомендуя сослаться на мнимые обстоятельства», отмечает СКР.
Как сообщалось ранее, 11 апреля 2013 г. Мосгорсуд не удовлетворил апелляционную жалобу адвоката Мусаева, который просил признать незаконным роспуск прежнего состава коллегии присяжных в феврале прошлого года. По официальной информации, это произошло из-за того, что слишком много заседателей заболели, а запасных для замены выбывших больше не было. Однако Мусаев считал, что законных оснований для роспуска не было. По его мнению, болезнь присяжного позволяла отложить заседание, а не распускать коллегию. 30 апреля адвокат Мусаев попросил вынести постановление о роспуске второй коллегии заседателей и назначении нового слушанья. Поводом для этого послужил обвинительный вердикт, который по словам Мусаева, «не содержит мотив, а он обязателен для описания преступного деяния в приговоре». Кроме того, утверждал адвокат, обвинение ввело в заблуждение присяжных в части детализации телефонных переговоров Темерханова.
В настоящее время уголовные дела в отношении адвоката Мурада Мусаева соединены в одном производстве.
Сам Мусаев расценил действия СКР как начало второй серии фильма «Убрать адвоката Мусаева». У себя в Facebook он написал, что возбуждение на него сразу двух уголовных дел связано с решением СКР «одним выстрелом убить трех зайцев». Адвокат утверждает, что следствие намерено, во-первых, «сгустить над ним тучи» в преддверии апелляции по делу Юсупа Темерханова, а, во-вторых, нейтрализовать его в деле об убийстве Анны Политковской, которое «именно сегодня должно возобновиться после странного месячного перерыва». В-третьих, считает Мусаев, СКР хочет оказать давление на присяжных заседателей по делу в отношении Вячеслава Цеповяза. Адвокат заметил, что «именно сегодня также по удивительному совпадению» присяжные должны вынести вердикт.