Агентство «Эксперт РА» на основе данных ФСФР проанализировало для «Ведомостей» результаты работы топ-20 (по сборам) страховщиков на рынке автострахования в 2012 г. Со II квартала прошлого года служба стала получать данные по числу заявленных и урегулированных страховых случаев. Изменения в отчетности позволили получить полные данные по качеству урегулирования убытков из независимого источника.
В среднем по рынку страховщики отказали в выплатах по 5,2% проданных полисов каско и по 4,4% полисов ОСАГО. Лидером по доле отказов (к числу проданных полисов) по обоим видам страхования оказалась страховая группа МСК (контролируется группой ВТБ), отказавшая по каско 21,6% обратившихся, а по ОСАГО — 10,4%. По собственным данным МСК, в 2012 г. компания собрала 20 млрд руб. премий, на долю автокаско приходится 41%, ОСАГО — 39%. По оценкам компании, она занимает около 5% рынка автострахования.
У компании МАКС, занимающей второе место по каско, доля отказов почти вдвое ниже — 10,7% (см. таблицу). Разрывы между лидерами по отказам покупателям полисов ОСАГО не столь велики: у «Альянса», расположившегося на втором месте, — 8,2%.
Лидеры рейтинга считают статистику некорректной. По факту доля отказов в 2012 г. составила 4,64%, уверяет представитель МСК. Резкий рост фиксируемых ФСФР отказов в автостраховании произошел в IV квартале, рассказывает он, это связано со спецификой ввода изменений в отчетную форму, когда любые корректировки делаются через операцию отказа. Представитель МСК обещает пересдать отчет для ФСФР в июне с корректными данными. Представитель СК «Альянс» также не согласен с расчетами: по внутренней методике доля отказов по ОСАГО в заявленных страховых случаях составляет 3,8%. При этом расчете, в частности, не принимаются во внимание некоторые группы убытков, объясняет он.
Основная доля якобы отказов по каско состоит из уведомлений, а не фактических отказов, утверждает директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту СК МАКС Андрей Антропов. Уведомления связаны с запросом документов, предоставлением машины на осмотр и другими вопросами, рассказывает он: покупая полис, клиенты не всегда знакомятся с условиями страхования, отсюда и проблема. По словам Антропова, в этом году фиксируемое количество отказов снижается: в I квартале у МАКС было 8,8% отказов по каско на 9426 заявлений о страховых событиях.
Большинство отказов носит чисто технический характер — собран неполный пакет документов, используются неверные формулировки или само заявление написано некорректно, соглашается руководитель управления андеррайтинга «Альфастрахования» Илья Григорьев: проблемы в автокаско связаны, например, с тем, что часть работ выполняют не сотрудники компании, а аварийные комиссары.
По словам представителя ФСФР, в ведомстве не делят по разным основаниям отказы на запросы о возмещении убытков и в ближайшее время собирать детальную разбивку не планируют. Данные в ФСФР предоставляют сами компании, напоминает он: если страховщик пересматривает внутренние данные, он может внести уточнения и в статистику службы. В 2012 г. во всех компаниях, входящих в тройку лидеров по отказам в автостраховании, проведены контрольно-надзорные мероприятия, в том числе по вопросам неправомерного отказа в выплате, добавляет представитель ФСФР.