Правительственная комиссия одобрила предложения Минфина по предоставлению льгот для проектов по добыче трудноизвлекаемой нефти. Большая часть проектов получит нулевой налог на добычу. Нефтяники положительно оценивают такую меру госстимулирования, но, по оценке экспертов, инициатива Минфина дает чиновникам возможность для реализации коррупционных схем

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект Министерства финансов, направленный на предоставление налоговых льгот по месторождениям трудноизвлекаемой нефти. Теперь документ будет рассмотрен на заседании правительства, сообщает пресс-служба кабинета министров.

Министерство финансов в конце прошлого года разработало новую систему льгот для «трудных» нефтяных месторождений. Например, когда нефть извлекается с большой глубины. Законопроект предусматривает применение коэффициента к налогу на добычу нефти (НДПИ). Как предлагают авторы законопроекта, этот коэффициент должен применяться к месторождениям с низким показателем проницаемости пласта: 2 миллидарси с учетом показателя предельной эффективной нефтенасыщенной толщины, уточнили в Минфине.

Показатели проницаемости и нефтенасыщенной толщины каждого участка недр определяются по данным государственного баланса полезных ископаемых, утвержденного в году, который предшествовал году налогового периода. В частности, для месторождений с низким показателем проницаемости (не более 2 миллидарси) и предельной эффективностью пласта не более 10 метров, при выработанности более 1% предлагается установить НДПИ в размере 0,2 от стандартной ставки на 120 налоговых периодов (10 лет). При тех же условиях, но при эффективности пласта более 10 метров Минфин предлагает установить налог на добычу в размере 0,4 от полной ставки также на 10 лет.

Залежи углеводородов, относящиеся к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям (Западная Сибирь) получат коэффициент НДПИ, равный 0 от стандартной ставки, а так называемые тюменские отложения – коэффициент 0,8. Нефть залегает здесь на больших глубинах (более 2 км) и находится в стадии формирования в нефтеносных сланцах.

Льгота должна применяться в течение 180 налоговых периодов (15 лет) с момента, когда степень выработанности запасов месторождения превысит 1%.

«Если на таких месторождениях вести добычу традиционным путем, то коэффициент извлечения нефти (КИН) составит не более 2–3%, — рассказывают в «ЛУКойле». — Для того чтобы КИН достиг хотя бы 30–40%, необходимы принципиально новые технологии (например, многозонный гидроразрыв пласта), а они на данный момент находятся только на стадии разработки». В связи с этим в компании инициативу Минфина называют очень хорошей мерой государственного стимулирования добычи «трудной» нефти – ведь при нулевом налоге на добычу компании смогут больше средств вкладывать в технологии.

Ведущий экперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что тюменские отложения в плане добычи несколько проще, чем баженовские, абалакские и т. д. «Вероятно, именно поэтому для них предлагается меньшая льгота, — полагает эксперт. – Впрочем, эти отложения весьма неоднородны, для многих из них льготы вообще не нужны».

При этом Танкаев отметил, что показатели, которые Минфин предлагает для определения понижающего коэффициента к НДПИ, выбраны некорректно. Так, интегральным показателем, характеризующим качество запасов, является КИН, а также – норма прибыли на тонну добытой нефти. В то же время эффективная толщина пласта не характеризует качество запасов, и ее применение при рассчете НДПИ бессмысленно.

Что же касается проницаемости пластов, то в проекте Минфина не уточняется, о какой ее разновидности идет речь — проницаемости трещинины или так называемой блоковой? Танкаев считает, что без внесения такого уточнения чиновники получают возможность манипулировать типами проницаемости. «Открывается возможность для реализации коррупционных схем», — считает эксперт.

С льготами по НДПИ связана еще одна проблема. Министерство финансов предлагает постепенно снижать экспортную пошлину на нефть, параллельно повышая налог на ее добычу, что должно компенсировать выпадающие доходы бюджета.

Налоги нефтяной отрасли являются основой доходов бюджета. За 2012 год экспортная пошлина на сырую нефть принесла федеральному бюджету 2,48 трлн рублей, или 19,4% от общего дохода, НДПИ – 2,1 трлн рублей (16,6%).

Но для многих новых месторождений (в основном – в Восточной Сибири и на континентальном шельфе) сейчас действуют налоговые каникулы, подразумевающие в том числе нулевой НДПИ. «Если каникулы для некоторой части месторождений будут сохранены, то, сколько ни повышай налог на добычу для всей отрасли, доходы от этого повышения не компенсируют потери бюджета от снижения экспортной пошлины», — предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *