Оглашение приговора длилось семь рабочих дней, включая 30 апреля, вторник. Но, как рассказывала «Российская газета», уже в первый день чтения вердикта стало ясно: попытки подсудимых и их адвокатов списать трагедию на серию чудовищных обстоятельств и совпадений, заявления лишь о косвенной вине одних и недоказанной других оказались несостоятельными.
Суд фактически встал на сторону государственного обвинения и в части квалификации содеянного, и в оценке роли каждого из фигурантов, и в определении суровости наказания. Некоторые наказания оказались даже суровее, чем требовал прокурор.
Владельцу клуба Анатолию Заку суд назначил наказание девять лет и десять месяцев в колонии общего режима по части 3 статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Треть этого срока он уже отсидел, так как находится в СИЗО с 5 декабря 2009 года. Во время процесса Зак был единственным фигурантом, оставшимся под стражей.
Светлане Ефремовой — по этой же статье назначено четыре года колонии. В этот срок зачтено время заключения в СИЗО. Ефремова взята под стражу в зале суда.
Арт-директору клуба Олегу Феткулову — по той же статье УК РФ шесть лет в колонии общего режима. Взят под стражу.
Устроители пиротехнического шоу Игорь и Сергей Дербеневы обвиняются по статье 218 (нарушение правил использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий). Сергею Дербеневу определен срок пять лет и лишение права заниматься деятельностью в пиротехнике. Прежний срок в СИЗО зачтен. Взят под стражу. Игорю Дербеневу — четыре года и десять месяцев, в остальном наказание аналогично назначенному отцу.
Экс-руководителю пермского Госпожнадзора Владимиру Мухутдинову инкриминируется часть 1 статья 285 — злоупотребление должностными полномочиями. На него наложен штраф 70 тысяч рублей, и он лишен права занимать должности.
Инспекторам Госпожнадзора Дмитрию Рослякову и Наталье Прокопьевой вменена часть 3 статьи 293 (халатность). Рослякову Дмитрию назначено наказание 5 лет с лишением права занимать должности. Зачтено в срок содержание под стражей. Остается под подпиской о невыезде до отъезда в колонию-поселение. Наталье Прокопьевой — четыре года в колонии-поселении. Аналогично. Подписка о невыезде. В срок отбывания засчитывается проезд.
Также, напомним, суд определил размеры компенсаций по поданным гражданским искам. По ним в возмещение материального и морального вреда потерпевшим подсудимые должны будут уплатить в общей сложности, по подсчетам стороны гособвинения, около двух миллиардов рублей. Предельный размер компенсации за смерть посетителя смертельного ночного шоу — полтора миллиона рублей, за причинение тяжкого вреда здоровью — один миллион рублей, за причинение вреда здоровью средней тяжести — 500 тысяч рублей. Причем, большую часть этой суммы заплатит владелец клуба Анатолий Зак — 450 тысяч, исполнительный директор Светлана Ефремова — 270 тысяч и так далее в порядке уменьшения. Мухутдинов от оплаты по гражданским искам освобожден, поскольку его деяние не находится в причинно-следственной связи с трагедией 2009 года.
Справка «РГ»
Причиной возникновения пожара во время дня рождения ночного клуба «Хромая лошадь» явилось возгорание пенопласта, которым был покрыт потолок зала кафе от попавшей в него горячей частицы, выброшенной из сработавшего пиротехнического устройства. Пиротехники отец и сын Дербеневы применили фейерверки — фонтан «Рио» и вспышки, которые запрещено использовать в помещениях.
Посетителей «Хромой лошади» ввели в заблуждение, указывая, что кафе способно вместить 500 человек. На самом деле там было всего 50 мест. Перепланировка и расширение кафе были произведены без надлежащей экспертизы технической документации. Кроме того, единственный выход был узким, и доступ к нему преграждался тамбуром. Установлено, что при запуске пиротехники ее искры разлетелись более чем на пять метров, и примерно в пять минут второго ночи с 4 на 5 декабря от них вспыхнул потолок, оклеенный пенопластом. В зал начал поступать удушливый дым, угарный газ, люди начали задыхаться, возникла паника. Персонал кафе оставил посетителей на произвол судьбы и сбежал через служебный вход, о котором гости «Хромой лошади» не знали.
Ночной клуб работал с грубейшими нарушениями фактически с санкции надзорных орнагов. Ведь весной 2006 года бывший главный инспектор краевого Госпожнадзора Владимир Мухутдинов оформил и заверил печатью заключение о соблюдении в помещении требований пожарной безопасности, не проводя проверки, — чтобы клуб получил лицензию на право торговли спиртными напитками.
Девятый фигурант, фактически второй руководитель «Хромой лошади» Константин Мрыхин, пойманный в 2011 году в Испании, согласился на особый порядок рассмотрения его дела. Он осужден по части 3 статьи 238 УК РФ и уже отбывает наказание — шесть с половиной лет.
Пожар, случившийся в ночь на 5 декабря 2009 года, унес 156 жизней. Причинен тяжкий вред здоровью 64 гостей клуба. Всего в рамках уголовного дела потерпевшими признаны более 400 человек. Объем уголовного дела составил более 120 томов.