Турецкая «дочка» Сбербанка Denizbank покупает розничный бизнес Citibank в Турции, сообщил госбанк в официальном пресс-релизе. Сделка включает покупку кредитного портфеля в объеме свыше $650 млн, депозиты на около $800 млн, а также 22 офиса, в которых работает около 1700 сотрудников.
Сделка будет закрыта в третьем квартале после одобрения регуляторами.
Цену приобретаемых активов госбанк не раскрывает, сообщая, что она будет зависеть от финансовых результатов. Ранее агентство Bloomberg со ссылкой на источник оценивало турецкий бизнес Citi в $270 млн.
У Denizbank открыто около 600 отделений, покупка еще 22 составит менее 4% от общего числа, и рост операционных затрат будет несущественным, считает заместитель руководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая.
Планы по продаже турецкого актива Citibank анонсировал в конце прошлого года. Решение было принято в рамках стратегии по глобальной реструктуризации, предполагающей сокращение розничного бизнеса банковской группы в Пакистане, Парагвае, Уругвае, Румынии и Турции.
В списке претендентов на турецкий бизнес Citi, который группа вела с 1996 года, значились турецкие Garanti Bank, Fibabanka, Denizbank и турецкое подразделение Audi Bank – Odeabank. Наиболее вероятным покупателем актива назывался Odeabank, сообщали источники Bloomberg.
Покупка турецких активов Citibank соответствует стратегии зарубежной экспансии госбанка. За последние два года Сбербанк сделал ряд приобретений, значительно расширивших его присутствие за границей. В конце 2011 года Сбербанк приобрел швейцарский SLB Commercial Bank AG, аффилированный с «ЛУКойлом». В феврале 2012 года госбанк закрыл сделку по покупке австрийского Volksbank International (VBI), который присутствует в Боснии и Герцеговине, Словакии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Сербии, Словении и на Украине. Осенью прошлого года Сбербанк завершил крупнейшее в своей истории приобретение, купив 99,85% акций Denizbank у франко-бельгийской группы Dexia за $3,5 млрд.
После громких сделок Сбербанк сообщил, что в ближайшее время не планирует приобретений за границей. «Минимум три года мы не планируем новых сделок по приобретению активов за рубежом», — сказал глава госбанка Герман Греф.
Греф летом прошлого года анонсировал и повышение роли бизнеса зарубежных «дочек» в рамках группы. Стратегия развития Сбербанка до 2014 года нацелена на увеличение доли чистой прибыли банка от зарубежного бизнеса до 5% (на тот момент — около 2%), говорил он. А на собрании акционеров Сбербанка Греф выразил надежду, что через 20–30 лет 50% доходов банка будет приходиться на его зарубежный бизнес.
Зампред Сбербанка Сергей Горьков был даже более оптимистичен, сообщив в интервью Reuters, что уже в 2012 году зарубежные активы принесут госбанку почти 5% чистой прибыли группы. Прогноз не оправдался. Согласно МСФО по результатам 2012 года, прибыль до налогообложения, заработанная Сбербанком за пределами России, составила 7,3 млрд рублей, или 1,68% от совокупного результата группы.
Показатель оказался даже ниже результатов предыдущего года, когда зарубежные активы принесли Сбербанку 9,2 млрд рублей (2,26% от всей прибыли). «Трудная экономическая ситуация и проблемы с ликвидностью во многих юрисдикциях привели к снижению или незначительному росту местного ВВП, что также было вызвано снижением потребления и инвестиционной активности», — говорится в отчетности госбанка.
Также на прибыль оказал влияние убыток от приобретения VBI (переименован в Sberbank Europe AG), который с даты приобретения составил 8 млрд рублей, говорится в отчетности. Неудачи VBI прибыль Denizbank в 3,9 млрд рублей компенсировать не смогла.
В 2012 году у Сбербанка были проблемы с зарубежными европейскими активами, констатирует Беленькая из «Совлинка». Sberbank Europe AG (бывший VBI) показал плохие результаты (убыток в 8 млрд рублей), а прибыльный Denizbank был полностью консолидирован лишь в четвертом квартале, поэтому еще не успел оказать на показатели группы существенное влияние, объясняет она.
Вероятно, в Сбербанке рассчитывали на то, что Турция сохранит высокие темпы роста экономики, считает начальник аналитического департамента банка БКФ Максим Осадчий. «Но они замедляются: с 9% роста в 2010–2011 годах рост ВВП снизился до 2,2% в 2012 году», — говорит он. Вспоминая убытки от VBI, можно предположить, что Сбербанк выбрал ошибочную стратегию зарубежной экспансии, резюмирует аналитик. Работать нужно там, где есть конкурентные преимущества, для Сбербанка это русскоязычное пространство, в первую очередь страны СНГ, говорит аналитик.
Зарубежная экспансия Сбербанка обусловлена тем, что госбанку уже тесно в России: рост рынка в целом замедляется, а дальнейшее увеличение доли рынка нежелательно для регуляторов с точки зрения конкурентной среды, говорит Беленькая. «Но за пределами России выше риски: там банк лишен тех конкурентных преимуществ, которые у него есть в России, и вряд ли возможен такой же качественный уровень экспертизы местных рынков», — перечисляет она зарубежные риски.
В нашу экономику боятся инвестировать.