Женщина в декабре 2012 г. обратилась в Кировский районный суд Красноярска суд с иском о защите прав потребителя к автоаукционной компании. За просрочку доставки ей автомобиля она просила взыскать неустойку, компенсацию морального вреда 30 тыс. рублей и штраф. Согласно материалам дела, в октябре 2011 г. гражданка заключила агентский договор с ООО «Авторитет-финанс», по условиям которого фирма обязалась за вознаграждение совершить сделки, связанные с приобретением автомобиля на аукционах Японии, и доставить товар покупательнице в течение 45 дней с момента его покупки. После уведомления клиентки о покупке автомобиля Toyota Porte 2007 г. выпуска, она заплатила его цену, в том числе и стоимость доставки. Автомобиль должен был прибыть в Красноярск до середины января 2012 г., но фирма передала его истице только в апреле, с опозданием в 81 день.
Рассматривая дело, суд пришел к выводу, что факт нарушения прав потребителя установлен – ответчик в нарушение принятых обязательств допустил просрочку их исполнения, поэтому требования истицы о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа подлежат удовлетворению. Согласно нормам статьи 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% цены оказания услуги. Однако сумма неустойки не может превышать цену оказания услуги. При исчислении размера неустойки суд исходил из общей цены услуги по доставке товара — 57,1 тыс. рублей, с учетом выплаты компанией в добровольном порядке 1,3 тыс. рублей за просрочку исполнения обязательств. Истица требовала взыскать неустойку в размере 55,8 тыс. рублей (сумма цены услуги за вычетом добровольной выплаты компании), но суд применил статью 333 ГК РФ и снизил ее до 18,6 тыс. рублей.
В январе 2013 г. Кировский райсуд Красноярска постановил взыскать с ООО «Авторитет-финанс» в пользу автовладелицы 18,6 тыс. рублей неустойки, 2 тыс. рублей компенсации морального вреда и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя 10,3 тыс. рублей (50% от взысканной в пользу потребителя суммы).
Женщина обжаловала судебное решение, считая необоснованным снижение неустойки и прося удовлетворить иск в полном объеме. Принимая по делу новое решение, Красноярский крайсуд указал, что в соответствии с разъяснением, содержащемся в постановлении пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», применение статьи 333 ГК РФ возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает допустимым уменьшение размера неустойки. Поскольку ответчик не представил доказательств, что просрочка доставки была вызвана исключительными и не зависящими от его действий обстоятельствами, краевой суд увеличил сумму неустойки.
В результате апелляционным определением от 3 апреля 2013 г. Красноярский краевой суд постановил взыскать в пользу истицы 55,8 тыс. рублей неустойки, при этом пропорционально увеличив штраф до 28,9 тыс. рублей. Размер госпошлины в доход местного бюджета также увеличился с 943 руб. до 2073 руб. А сумму компенсации морального вреда, взысканной в соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», краевой суд оставил без изменения, посчитав, что она отвечает требованиям разумности и справедливости.