Президент отметил сокращение поставок, прежде всего, традиционным партнерам в те регионы, где есть экономические проблемы. «И, судя по всему, это начинает отражаться и на нас. Как это смотрится по перевозкам?» — спросил глава государства.
Якунин ответил словами, которые когда-то сказал Путин: для оценки состояния дел в экономике России надо посмотреть на таблицу погрузки грузов на российском железнодорожном транспорте. «Думаю, что теперь в свете того, что вы сказали, наверное, можно говорить о том, что это термометр в определенной степени и для европейской экономики», — добавил он.
Спад грузовой работы отмечается с ноября прошлого года. Якунин признался, что даже написал в правительство свои предположения о том, что наблюдается экономический спад в целом, который связан с системным кризисом в мире. «Естественно, это отражается и на спросе на товары наших производителей», — произнес он.
Пока лишь по углю погрузка превышает цифры прошлого года, и то не намного. Пришлось корректировать план работы и принимать «антикризисную программу».
В начале прошлого года планировался рост 3,4 процента грузовой работы, в итоге получился 2,4 процента, причем именно из-за падения спроса. Компания может не добрать в этом году около 49 миллиардов рублей доходов, подсчитал Якунин.
«Так, начиная с января все-таки погрузка постепенно растет», — заметил Путин, глянув график. Якунин объяснил, что все равно она ниже планируемого. Придется достаточно радикально сократить эксплуатационные расходы, заметил он.
«В январе это естественное проседание, я имею в виду праздники и прочее. Но начиная с февраля и в марте все-таки рост продолжается», — не согласился президент.
«Я говорю это не для того, чтобы обратиться с какими-то просьбами, просто докладываю, что мы это фиксируем, что я считаю, что это естественное отражение общеэкономической ситуации в мире, которая влияет на нашу ситуацию, — объясил глава РЖД. — А мы вынуждены будем резко сократить свои расходы, прежде всего в эксплуатационной части. И не потому, что у нас есть лишние деньги, а потому что иначе не сбалансировать экономическую модель».
Не обойтись и без оптимизации численности, сказал Якунин, добавив, что компания делает все, чтобы сохранить кадровый состав.
«Набор инструментов, направленных на поддержание рынка труда, у нас есть, надо только его использовать. И не только компании должны это делать, но и правительство, и региональные власти», — распорядился глава государства.
Якунин также сообщил, что придется отложить капремонты. Впрочем, он рассчитывает, что спад — временный и скоро отрасль опять сможет «в полную силу задышать и заработать».
Глава РЖД поблагодарил за решение выделить средства Пенсионного фонда для реализации инфраструктурных проектов, за обещание профинансировать развитие БАМа. «Для развития БАМа мы договорились использовать до 200 миллиардов рублей из резервных фондов на выпуск инфраструктурных облигаций и начала работы, в том числе по высокоскоростному движению», — напомнил Путин и призвал компанию быть к этому готовой.