По его словам, он убежал из семьи, где его обижали и били, долго скитался, подрабатывал, копил деньги, чтобы вырваться на Родину к любимой бабушке, с которой его разлучили против воли жадные посредники усыновителей. Конечно, мы не могли остаться равнодушными к такой истории и поехали в Чебоксары к отважному пареньку.
Попал под конвейер
Маму Саша не помнит. Ему был годик, когда она умерла. Папа сильно запил. Воспитанием занималась бабушка Валентина Александровна. Жили они в маленькой бабушкиной однушке. А в двушке на бульваре Юности жила старшая сестра Саши Татьяна. Потом она уехала в Москву. Квартиру стали сдавать. А в третьем классе Сашу отдали в детский дом.
— Отец Саши Генка сильно пил, — рассказывает соседка Абносовых Полина Егоровна. — Его и лишили родительских прав. Потом он и вовсе сгинул. Помер под забором.
В чебоксарском детдоме Саша пробыл до 13 лет. Шесть лет назад группу детей неожиданно повезли на экскурсию в Америку. Там он впервые увидел Джеклин и Стивена Салотти. Чего там скрывать? Никакая это была не экскурсия, а натуральные смотрины. Вскоре Салотти прибыли в Чебоксары и занялись оформлением документов. Несмотря на то что у Саши были старшая совершеннолетняя сестра и бабушка, суд постановил отправить Сашу в Филадельфию. Теперь он стал Джошуа-Александр Салотти. Вместе с Сашей Салотти усыновили его закадычного друга Лешу Чувашкина. Вдвоем за океаном легче!
Чебоксарский детский дом — чистенькое, раскрашенное в веселенькие цвета здание. Новая директриса Маргарита Павлова проводит экскурсию. Спальня для мальчиков, спальня для девочек, игровая… Если бы здесь висел стенд «Ими гордится детдом», то большинство портретов было бы из-за океана. Усыновление в Америку из Чебоксар было поставлено на конвейер.
— Детей на выходные вывозили в загородный пансионат «Надежда». Туда же приезжали американцы, — рассказывает Маргарита Яковлевна. — У нас была одна девочка. Она билась в истерике, когда ее хотели снять на видео, чтобы потом показать потенциальным усыновителям. Кроха совсем, а все понимала. «Не хочу в Америку, хочу к маме!» А мама у нее рецидивистка, била ребенка смертным боем. Из 36 наших воспитанников только шестеро круглые сироты. У остальных лишения родительских прав. Как бы хорошо здесь ни было, убегают кто к папке, кто к мамке. Один паренек пять раз убегал. Спрашиваю: «Зачем? Ты что, забыл, как папа над тобой издевался?» А он: «Звонит папка мне, зовет, говорит все уже за столом, тебя только не хватает». Чтобы было ясно, что это за семья: он долго туалетом не пользовался. Впервые в жизни у нас увидел унитаз. Все бегал на улицу. Родная кровь. Ничего не поделаешь…
— Вы думаете, Саша вернулся к родной бабушке по этой же причине?
— А по какой же еще?
Пост N 1
Мы «поцеловали» закрытую дверь в блочной пятиэтажке. Сашин телефон молчал. В квартире мертвая тишина.
— А они в Москву уехали, в передаче сниматься, — рассказала словоохотливая соседка. — И Саша, и бабушка, и соседского парня прихватили…
Один федеральный канал похитил героя прямо из-под нашего носа. Ну сколько идут съемки? День, от силы два. Плюс дорога. Саша давно должен был вернуться. Но его увезли в Москву на целую неделю. Посулили много денег. Поместили в гостиницу. Поставили пост. Это чтобы другой федеральный канал не сманил героя на свое ток-шоу. Что нам оставалось делать? Опрашивать соседей, знакомых и педагогов, которые знали Сашу не только с парадной стороны.
— Я очень удивилась, когда включила телевизор и увидела Сашу, — рассказывает нам классный руководитель Валентина Павлова. — Он в августе прошлого года приезжал к нам. Зашел в кабинет. Мы с ним тепло поговорили. Он был очень доволен своей жизнью в Америке. Рассказывал, что учится и работает. А с экрана говорил, что его там обижали и чуть ли не били.
Нам удалось заглянуть в личное дело Александра Абносова. Характеристика психолога нас озадачила. «Агрессия», «тяга к лидерству», «склонность к дракам», «двуличность» — вот некоторые черты характера, которые отметил специалист. Возможно, они проявились в Америке в полную силу. Во всяком случае конфликт с приемной семьей был налицо. Его показали русскоговорящему психоаналитику. Тот поставил американский диагноз «синдром дефицита внимания» и предупредил, что, пока не поздно, лучше отказаться от приемного сына. Но Стив и Джеклин не опустили руки. Прямо с занятий Стив вез Сашу в кафе, где тот до вечера резал бутерброды и подметал пол. И так каждый день. Кто же выдержит такую трудотерапию?
Прошлой осенью Саша встретил в Колледжвиле еще одного приемыша из Чебоксар. Привел домой. Заявил, что тот будет жить с ними. Джеклин заявила, что не бывать этому. Что надо вызвать полицию, что подростки должны жить в своей семье, ночевать дома, учиться, работать…
А Джошуа-Саша часто убегал из дома. Грубил, огрызался. Стал курить, выпивать. История с приемышем стала последней каплей. Саша схватил вещи и ушел вместе с ним из дома. Поселились они в социальном центре для подростков. В ноябре Саша уехал в Чебоксары. Как заявил, насовсем. Причем билет Саше купил Стив. Он же его провожал до трапа. Потом еще три раза присылал деньги. На компьютер и зимнюю одежду. Они созванивались. Но тут появилось первое интервью Джошуа-Александра российскому телеканалу, который транслировался на США. В нем Саша практически предал Салотти: заявил, что те деньгами не помогали и попросту забыли приемного сына. Салотти обиделись и денег больше не высылали…
Свой — чужой
Нет, мы не осуждаем Сашу. В конце концов, кто это придумал усыновлять в 13 лет, да еще в совершенно чужую страну? В самый-самый переходный возраст, когда и свои-то кажутся чужими… Просто ни один канал, ни одна газета не обратила внимания, что Сашу тоже предали.
В личном деле есть собственноручно написанные заявления бабушки и сестры Татьяны. «Отказываемся от опекунства, так как содержать Сашу не имеем возможности». Бабушка — по здоровью, сестра — по материальным соображениям. Хотя квартиру двухкомнатную сдавала и вытянуть Сашу вполне могла. И обе ничего не имели против усыновления в Америку. Сейчас бабушка заявляет обратное: внучка чуть ли не насильно отобрали. С пожилыми людьми это бывает.
— Саша очень ждал отъезда в Америку, — вспоминает классный руководитель Валентина Павлова. — Мечтал о новой жизни. И мы обрадовались, когда он наконец уехал. За него в первую очередь, конечно. И за класс — успеваемость выросла. В отличниках, прямо скажем, Саша не ходил…
У Саши два паспорта и два гражданства. От американского он отказываться не намерен. И от фамилии Салотти — тоже.
— Саше сейчас нужна помощь, — рассказала нам сестра Татьяна. — Он ведь в Америке толком не учился. Полгода походил на занятия и все. А в Чебоксарах его за парту с мелюзгой посадят. Ему нужны хорошие репетиторы, чтобы экстерном сдать и поступить в училище. Он ведь язык знает. Переводчиком бы его…
Английский-то Саша знает. Разговорный. А по русскому ему в пятом классе еле тройку натянули…
Саша вернулся в ноябре. Но мир узнал об этом поступке только сейчас. Почему? Оказалось, сестра Татьяна, начитавшись газет и выслушав не одну передачу по «Закону Димы Яковлева», обратилась к детскому омбудсмену по Чувашии. Дескать, обеспечьте жилплощадью жертву американского насилия. Там только развели руками — Джошуа Александр Салотти не сирота. У него есть родители. Пусть они и заботятся о жилплощади. К тому же парень уже совершеннолетний. Так что ошиблись дверью. Видимо, тогда и возник миф о том, что Сашу насильно увезли в Америку, там били, а он, как только представилась возможность, убежал в родную Чувашию.
Хотя Саше 18, его судьбой занимается начальник отдела охраны детства администрации Калининского района Чебоксар Валентина Иванова. Ее тоже приглашали на шоу в Москву, но грипп помешал этой командировке. Она уже договорилась, что Сашу возьмут в школу. Но он не торопится за парту. Живет на бабушкину пенсию.
— Заявляю официально: усыновление происходило строго по закону и по решению суда. В деле есть соответствующие документы и заявления от всех заинтересованных сторон. Сейчас главное — как устроить Сашу здесь, в России. Ему надо в 9-й класс. А потом в вечернюю школу. Или в армию. Я ему сказала, что пусть готовится защищать свою Родину. Он даже растерялся. Говорит: «А как же учиться?» — рассказывает мне Валентина Ивановна. — У него ведь гигантское отставание. Хватит ли у него усидчивости и силы воли?
Американская хватка
Сашу Абносова мы все же поймали. Прямо с московского поезда. Бабушка сразу пошла спать с дороги. Друг от интервью отказался. Сашу мы просто не отпустили. Но первый вопрос был за ним:
— А какой гонорар вы мне за интервью заплатите? — без какого-либо акцента спокойно произнес юноша.
Ого! Чувствуется американская хватка…
Беседовали мы в подъезде. В дом он приглашать не стал — бабушка спит. Рядом крутились соседки, с журналами и газетами про Сашу.
— Если честно, от этой популярности уже начал уставать, — признается Саша. — Особенно от того, что мои слова как-то пытаются переделать. Например, меня ведь в конечном итоге из дома не выгнали, а я сам ушел, потому что очень хотел приехать в Россию к любимой бабушке.
Он показывает фотоальбом. Саша с бабушкой на диване, на прогулке, в компании с другими родственниками. Правда, многие из запечатленных моментов он уже не помнит, был слишком маленьким. А вот фотографии из американской жизни парень комментирует подробно и с большим удовольствием. Например, про то, как всей семьей ездили на рыбалку в Канаду, или ту, на которой он на тракторе чистит снег вокруг дома.
— Эти фотографии я присылал бабушке с письмами. Мы часто переписывались и регулярно созванивались, так что о моих делах за границей она знала, — объясняет Саша.
Судя по снимкам, ярких событий за границей было много. Поездки в Канаду и Мексику, охота, рыбалка… Везде рядом с Сашей плотный мужчина с бородкой и добродушной улыбкой — его американский отец Стив.
— Я старался побольше общаться с ним и поменьше с матерью. Она очень строгая, серьезная и выглядит внушительно: один удар — и нокаут. С отцом, правда, тоже дрался, когда он мать защищал, но это только иногда, — шокирует нас Саша.
— Была у меня там девушка. Ее Келаси звали. Немного расстроилась, когда узнала, что я обратно в Россию уезжаю. Еще у меня там остался сводный брат Леша. Мы до Америки в одном интернате были, и в новой семье нормально общались. Он там остался доучиваться, но обещал летом на каникулах приехать в Чебоксары.
В том, что надо получить хоть какое-то образование, Саша не сомневается. В Америке он три года учился на сварщика и даже проходил практику в Мексике на строительстве школы для детей-сирот, где в течение недели приваривал к окнам металлические решетки.
— Сейчас документы о том, что я там учился, мои приемные родители не присылают, да и вообще мне не помогают, хотя у них еще остались деньги, которые я заработал, — две тысячи долларов.
По словам Саши, эти деньги он получил за то, что трудился официантом в одном ресторане. Устроился туда он самостоятельно в 16 лет. По договоренности с родителями деньги он передавал им, а они обещали отдать их парню, когда ему исполнится 18 лет.
На записи телешоу ему обещали помочь устроиться в техникум, какой именно — Саша пока не знает, но говорит, что скорее всего будет доучиваться на сварщика.
— Еще благодаря жизни за границей я английский язык хорошо знаю, может быть, это мне тоже пригодится.
Периодически Саша повторяет, что окончательно вернулся в Россию, потом вспоминает, что у него есть американский паспорт и уехать в Штаты он может в любое время.
— Я же сюда, в Россию, уже приезжал летом — три месяца здесь жил на каникулах. Бабушке ремонт сделал, с друзьями встретился, мы тут много гуляли, — Сашино лицо озаряется светлыми воспоминаниями. — Потом спокойно уехал, сейчас опять вернулся, вот решу проблему с учебой, устроюсь на работу, а там посмотрим, может быть, опять туда уеду.
Кстати, армия в их число не входит. Он поправил упрямую «американскую» челку и заявил, что ему этот вариант развития событий «не катит». Ведь у него на руках бабушка-инвалид, за которой, кроме него, и присмотреть-то некому, так что и рад бы отдать долг Родине, но не сейчас.
Тут пришли Сашины друзья. 18-летние оболтусы. Они услышали, что Саша вернулся, и смылись с занятий в техникуме.
— Слышь, подгони 200 рублей на «бум-бум» (это так в Чебоксарах называют запрещенную курительную смесь).
— Я пустой, — соврал Саша (он — со съемок и московский гонорар получил перед самым поездом).
— Иди у бабки займи.
— Она не даст.
— В прошлый раз дала, скажи: Артем завтра вернет…
И Саша пошел будить любимую бабушку.
Греби, Саша, греби…
Саша вернулся. Не на белом коне и даже не на белом «Крайслере», на который он мечтал скопить в Америке. К любимой бабушке, к закадычным друзьям. Что ему удалось пережить в Америке, знает только он, приемные родители Салотти и полицейское управление Филадельфии, откуда приходили штрафы Стиву за поведение Джошуа в общественных местах. Даже побитая собака возвращается в свою будку. Нет, Саша не ругает Америку. Просто ему у нас проще и понятнее. Саша наш, русский, несмотря ни на какие паспорта и языки.
В августе, на побывке Сашины друзья показали ему райскую для подростка свободную жизнь. Хочешь — пей пиво. Хочешь — кури «бум-бум». А деньги кончились — всегда можно подработать на автосервисе, что, кстати, они и делают. Ребята со двора по улице П. Лумумбы попали в резонанс Сашиных ожиданий. Там, за океаном надо работать с раннего утра до поздней ночи. Выслушивать упреки Джеклин и считать каждую копейку, откладывая на старость уже сейчас. Саше это казалось диким. Ведь молодость дается один раз. В одном из интервью Саша признался, что во время скитаний по Америке приходилось подворовывать в супермаркетах. Мы это списали на бурную фантазию юноши. Но действительность оказалась куда прозаичнее.
10 марта Саша со своим товарищем отправился в гипермаркет «Магнит». Как потом напишут в полицейском протоколе, «по предварительному сговору они попытались совершить кражу». Дело было днем. Народу — кот наплакал. Со стеллажа они стащили три банки элитного растворимого кофе — каждая по 500 рублей. Запихнули в трусы и направились к выходу. Эх, Саша, Саша… Разве ты не из Америки в Чебоксары приехал, где на каждом шагу установлены видеокамеры? А мы что, хуже?
Охрана среагировала мгновенно. Был вызван наряд милиции. При понятых парней обыскали. Завели уголовное дело по статье 158-й ч.2. «Попытка кражи группой лиц по предварительному сговору». Это от двух до шести лет лишения свободы. Хотя, учитывая общественный резонанс (Саша телезвезда) и незапятнанность российской биографии, он может получить условное наказание. На днях дело передали в Калининский райсуд. Слушания по существу пройдут в апреле. Зачем ему кофе? Не пить же, в самом деле. В его возрасте выбирают иные напитки. Для продажи? Вы пробовали продать с рук банку растворимого кофе в Чебоксарах, даже за полцены? Тырить надо было водку. А может, американская привычка?
Так или иначе, судимость у Саши будет. При условном сроке в армию не берут. Вот только если срок будет условным. А если судья окажется строгим и Саша поедет пилить лес? Вспомнит ли он строгую приемную мать и не пожалеет ли о том, что вернулся домой?