Об этом Антон Силуанов рассказал журналистам, выступая на XXIV съезде Ассоциации российских банков: «Мне тут недавно пришло от одного банка предложение, он хотел предоставить мне кредит. Знаете, какая ставка мне предложена была? 23 процента». С таким же предложением столкнулись и многие другие россияне. При этом в ряде крупнейших банков страны еще совсем недавно ставка по потребительским кредитам находилась на уровне 17-20 процентов.
От высоких переплат по займам страдает не только население, но и промышленность. По словам Силуанова, чтобы взять у банка кредит, предприятию необходимо заплатить 20 процентов. «Это говорит о том, что общий размер ставок в экономике запредельный. Это риски, это издержки», — сказал министр финансов. Поэтому высокие ставки мешают развиваться и экономике в целом. А сейчас для России, считает Силуанов, основным источником роста могут быть только прямые инвестиции в реальный сектор. И кредитование реального сектора может быть дополнительным стимулом для роста экономики. Глава минфина посоветовал банкирам снижать ставки через сокращение издержек. И добавил, что в минфине решили отказаться от идеи собирать с народа налог с дохода по депозитам физических лиц. Напомним, что ранее предлагалось взимать 13 процентов подоходного налога с вкладов, превышающих миллион рублей. Так что теперь большие банковские сбережения должны стать гораздо привлекательнее.
С выводами минфина о текущей ситуации согласна и помощник президента России Эльвира Набиуллина. «Цена кредитов превышает ту доходность проектов реального сектора, прежде всего инвестиционных проектов, которые предлагаются предприятиями», — отметила она. Темпы кредитования реального сектора экономики снизились. И это представляет вызов для всей банковской системы страны в целом, добавила она. По мнению Набиуллиной, банкам нужно наращивать и объемы кредитования малого и среднего бизнеса, что в итоге положительно может сказаться на перспективах роста ВВП страны.
Но дело не только в ставках по кредитам. Снижение роста экономики России последних месяцев обусловлено еще внешними факторами — экспорт отечественных товаров, по данным помощника президента, существенно снизился еще в 2012 году. «Нынешнее замедление роста вызывает у нас серьезную обеспокоенность, — сказал председатель Банка России Сергей Игнатьев. — За первые два месяца 2013 года темп снизился на 1,5 процента по отношению к январю-февралю 2012 года». Кроме того, добавил он, в России неблагоприятный инвестиционный климат. Даже когда экономика растет нормальными темпами, иностранный капитал из страны все равно утекает. В 2012 году вывели 56 миллиардов долларов. На состояние инвестиционного климата, подчеркнул глава ЦБ, влияют многие факторы, в том числе даже плохое состояние автомобильных дорог.
Впрочем, не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. «В январе и феврале 2013 года уровень безработицы оставался крайне низким, равным 5,3 процента», — отметил Сергей Игнатьев. Надеются в Центробанке и на то, что по итогам года все же удастся вписаться в прогнозируемый ориентир инфляции — в 5-6 процентов.
Правда, в росте потребительских цен по итогам года как положительную, так и отрицательную роль может сыграть урожай, который ЦБ предсказать не в силах. Так что только лето и осень все расставят по местам.
Более уверенно могут почувствовать себя россияне, которые держат свои сбережения в банках. Вчера на брифинге глава Банка России Сергей Игнатьев поддержал идею повысить страховку по вкладам с 700 тысяч рублей до миллиона.
«700 тысяч — уже четыре с лишним года у нас, цены выросли, инфляция у нас, зарплаты повысились, объем привлекаемых вкладов повысился, средняя сумма вклада повысилась, надо индексировать», — считает Игнатьев. По его мнению, стоит подумать о том, чтобы довести процесс индексации страховки по вкладу до автоматизма, чтобы каждый раз не принимать отдельное решение.
Сергей Игнатьев также поддержал решение минфина не вводить подоходный налог в 13 процентов на депозиты размером свыше миллиона рублей. По словам главы ЦБ, такой сбор было бы трудно администрировать, пришлось бы узнавать информацию обо всех вкладчиках, причем не только в России, но и за ее пределами. Кроме того, открывались бы большие возможности для уклонения от этого налога, добавил Игнатьев.