Минэкономразвития предложило использовать деньги, зарезервированные в бюджете на случай кризиса. 200 млрд рублей можно направить на дополнительные расходы, считают в ведомстве. Минфин против: эти деньги запланированы на социальные выплаты в условиях кризиса. Минэкономразвития пытается обойти бюджетное правило, говорят экономисты, но пока удалось согласовать изъятие из резерва только 9 млрд рублей

Дополнительные расходы бюджета в этом году должны превысить 300 млрд рублей, из которых 200 млрд рублей можно взять из антикризисного резерва. Это предложения Минэкономразвития, сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По ее словам, пока ведомства согласовали только 38 млрд рублей — это неиспользованные бюджетные трансферты. Минфин других источников допдоходов не видит, отметила замглавы ведомства.

На разблокирование антикризисных денег не согласен не только Минфин, но и другие ведомства, отметила Нестеренко. «Большая часть — это средства Фонда ЖКХ — около 60 млрд рублей, ряд социальных расходов, которые можно было бы не нести в случае кризиса, а если кризиса нет, очень странно, что мы их снимаем и на другие цели направляем», — цитирует ее «Интерфакс». По словам Нестеренко, Минфин допускает, что из этой суммы использованы могут быть лишь 9 млрд рублей.

«Почему мы вдруг уменьшаем задание в социальной сфере и направляем средства на другие цели, которые предлагает Минэкономразвития?» — задалась вопросом она.

200 млрд рублей на случай кризиса были зарезервированы по требованию Минфина еще в бюджете на 2012 год, затем такую же сумму было решено оставить в бюджете-2013. Министр финансов Антон Силуанов объяснял, что эти деньги могут понадобиться на случай ухудшения внешне- и внутриэкономической ситуации, например, при падении цен на нефть. Деньги планировали использовать на поддержку социально незащищенных слоев населения. А организациям в случае кризиса за счет этой финансовой «подушки» можно будет предоставить госгарантии или ликвидность, объяснял Силуанов. Деньги резервируются по нескольким статьям бюджетных расходов, до министерств и ведомств их не доводят.

Минэкономразвития и Минфин разошлись и в прогнозах относительно дополнительных ненефтегазовых доходов, которые можно было бы тоже пустить на дополнительные расходы. По словам Нестеренко, Минэкономразвития прогнозирует поступление 80—100 млрд рублей.

«А в этом году есть опасения, что таких допдоходов может не быть, потому что планы очень напряженные», — говорил на этой неделе Силуанов.

Минфин также сомневается в выполнении плана приватизации — на 2013 год это 427 млрд рублей. Ведомство настаивает, что эти средства должны поступить в бюджет. Но часть активов будет приватизировано в форме допэмиссии, то есть деньги получат сами компании.

Доходы бюджета от приватизации могут составить от 20 млрд до 60 млрд рублей, сказала Нестеренко.

В связи с опасениями по поводу возможного сокращения доходов Минфин предложил план бюджетной мобилизации. Ранее Силуанов говорил, что потребность в дополнительных расходах может составить около 500 млрд рублей — столько могло бы быть направлено на инфраструктурные и социальные проекты. Кроме того, бюджет столкнулся со снижением темпов роста собираемости налогов и крупными возвратами НДС по инвестпроектам. «В 2013 году идет напряженное исполнение планов», — сказал Силуанов. Смягчать бюджетное правило (расчет бюджета, исходя из среднегодовой цены на нефть за 5 лет и наполнение Резервного фонда до 7% ВВП за счет сверхдоходов. — «Газета.Ru») и потратить часть нефтяных сверхдоходов в Минфине не намерены. «У нас точка зрения жесткая и ответственная, мы же понимаем, что мы можем сейчас за один год потратить доходы, но залезть в такие долги, что нам потом не выпутаться, если цены упадут», — заявила Нестеренко.

Еще одна инициатива Минэкономразвития связана с пересмотром прогнозной цены на нефть с $97 до $105 за баррель. В этом случае нефтяные доходы бюджета могли бы вырасти на 600 млрд рублей.

Использовать антикризисные резервы в отсутствие кризиса не следует, полагает заведующий лабораторией межбюджетных отношений Гайдаровского института Владимир Назаров. «Большой вопрос, может ли использование этих средств ускорить экономический рост, а на кризис нам нужна определенная подушка безопасности», — говорит экономист. Кроме того, полагает он, изъятие этих денег будет нарушением закрепленных в бюджете правил. «В нашей стране главное, что мы не соблюдаем принятых решений. Подобные решения надо выполнять хотя бы в течение года», — указал Назаров.

Дополнительные госрасходы — один из факторов стимулирования экономического роста, говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пинухина. «300 млрд рублей госрасходов на желаемые 5% прироста ВВП не выведут, но позволят простимулировать некоторый рост», — считает она.

Минэкономразвития не исключает пересмотра прогноза по росту ВВП ниже 3%, напомнила экономист. «Минэкономразвития пытается найти деньги. Есть установка, что бюджетное правило смягчать нельзя, поэтому из Резервного фонда или Фонда национального благосостояния просить средства тоже нельзя. Предложение использовать антикризисные 200 млрд рублей — это попытка обойти жесткую позицию о бюджетном правиле», — считает Пинухина. По ее мнению, попытки Минэкономразвития изыскать деньги на госрасходы понятны, но жесткость позиции Минфина вызывает сомнение.

«Нужна ли нам настолько жесткая бюджетная политика, когда нам угрожает рост менее 3%?» — задается вопросом эксперт.

Обсуждать идею об использовании антикризисных средств на госрасходы можно, допускает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. «В ведомствах есть несогласование относительно объемов госпрограмм, и, в принципе, нужно по каждой строчке разбираться отдельно — что нам дороже, эти расходы или этот резерв», — отметила экономист. По ее мнению, можно рассматривать вопрос об использовании «подушки» на здравоохранение и образование. «Инициировать какие-то дополнительные расходы с целью сиюминутного поддержания экономического роста точно не надо», — уверена эксперт.

В частности, сомнения вызывают инфраструктурные проекты. «Смущает история с завышением цен», — подчеркивает Акиндинова. «Уже понятно, что в этом году будет наблюдаться недостаток в ненефтегазовых доходах и поступлениях от приватизации. Уровень осторожности внутри бюджетной конструкции должен быть повышен», — заключает эксперт.

Похожие новости

Минэкономразвития предложило использовать деньги, зарезервированные в бюджете на случай кризиса. 200 млрд рублей можно направить на дополнительные расходы, считают в ведомстве. Минфин против: эти деньги запланированы на социальные выплаты в условиях кризиса. Минэкономразвития пытается обойти бюджетное правило, говорят экономисты, но пока удалось согласовать изъятие из резерва только 9 млрд рублей: 1 комментарий

  1. lawyer Автор записи

    Слишком мы зависимы, нет своего продовольствия, одежды, техники. Надо условия создавать, в т.ч. для вложения денег непосредственно государством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *