В докладе представлена информация о ходе реализации закона о бесплатной юрпомощи, о состоянии формирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
В частности, в докладе отмечается, что органы госвласти субъектов РФ должны привести действующее законодательство в соответствие с ФЗ «О бесплатной юридической помощи» и определить уполномоченный орган в субъекте РФ. Однако власти целого ряда регионов исполнили лишь в последний момент или вовсе не исполнили данное требование законодательства (напомним, что закон вступил в силу с 15 января 2012 года).
Так только в конце 2012 года были приняты законодательные акты в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью республиками Бурятия, Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Удмуртской и Чеченской республиками, в Хабаровском крае, в Белгородской, Волгоградской, Калужской, Калининградской, Курской, Магаданской, Ростовской областях, в Москве.
На начало 2013 года не обеспечено принятие законодательных актов по реализации ФЗ «О бесплатной юридической помощи» в республиках Алтай и Ингушетия, Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Липецкой, Московской, Рязанской, Псковской, Смоленской областях.
Кроме того, в докладе отмечается, что в некоторых регионах порядок сбора документов, подтверждающих право на получение гражданами бесплатной юрпомощи, «неоправданно усложнен». Вместе с тем, как напоминает Минюст, ФЗ «О бесплатной юридической помощи» не ограничивает право субъектов РФ использовать механизмы, упрощающие сбор документов, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи. При этом в качестве положительного примера приводится опыт Санкт-Петербурга, где адвокаты, участвующие в оказании бесплатной юрпомощи, имеют возможность оперативно проверить, включен ли обратившийся гражданин в городской реестр получателей социальной помощи.