Житель Тольятти Кирилл Чумакин в ноябре 2011 года был уволен с «АВТОВАЗа» в связи с истечением срока трудового договора. Обратился в городской центр занятости, чтобы зарегистрироваться в качестве безработного и получать причитающееся пособие. Но сотрудники центра занятости заявили: поскольку вы являетесь членом жилищного накопительного кооператива, то безработным считаться не можете — у вас-де должен быть доход от этого кооператива. Чумакин обратился в районный суд, но тот оставил иск без удовлетворения.
Другим решение суда в тот момент и не могло быть. Закон о занятости содержал исчерпывающий перечень некоммерческих организаций, члены которых не считаются занятыми, а учредители жилищных накопительных кооперативов (согласно закону о жилищных накопительных кооперативах) имеют право распределять доходы от предпринимательской деятельности кооператива. Поскольку никаких реальных индивидуальных доходов члены жилищного кооператива не имеют, Чумакин решил доказать, что нарушено его конституционное право на соцзащиту в связи с безработицей.
И Конституционный Суд согласился с заявителем: доходы от предпринимательской деятельности жилищного накопительного кооператива могут использоваться строго по целевому назначению (погашение затрат кооператива на строительство, на страхование жилья, на его содержание и ремонт, на погашение кредитов и т.п.), но они не поступают в непосредственное распоряжение членов кооператива. Поэтому, решил КС, члены такого кооператива не могут рассматриваться как занятые граждане и получающие регулярный доход. Действительно, имеет место нарушение конституционного права. 11 января вступили в силу поправки в закон о занятости, которые снимают эту проблему. Однако в отношении Кирилла Чумакина КС потребовал пересмотра решения районного суда.