Одним из доводов Иванова было снижение нагрузки на судей: по «упрощенке» будут рассматриваться до 30-40% дел, а сами судьи смогут сосредоточиться на более квалифицированном рассмотрении дел, где есть «реальный конфликт между сторонами». Существовавший на тот момент порядок рассмотрения дел в упрощенном режиме Иванов называл несовершенным, в качестве доказательства приводя информацию о том, что на протяжении последних семи лет доля дел, рассматриваемых в соответствии с ним неуклонно снижалась — с 10% до 1,5%.
Дума тогда согласилась с Ивановым и проголосовала за законопроект. Теперь по «упрощенке» рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности, где наказание возможно только в виде штрафа в размере до 100 000 руб., дела о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму до 100 000 руб., а также о взыскании денежных средств в пределах 300 000 руб. с юрлиц и 100 000 руб. с предпринимателей. Процесс происходит без предварительного заседания и вызова сторон в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления. При этом желание ответчика о рассмотрении дела в обычном порядке может быть проигнорировано судом.
Закон вступил в силу 24 сентября прошлого года, а к 20 января 2012 года, согласно данным ВАС, в целом по системе арбитражных судов в упрошенном порядке начало рассматриваться более 250 000 дел, а в неделю подается от восьми до 12 000 дел.
Сейчас доля дел, рассматривающихся в упрощенном порядке, составляет 34-37%, рассказал «Право.Ru» начальник Управления информатизации и связи ВАС РФ Игорь Соловьев, однако «по отдельным судам есть не вписывающиеся в общую динамику результаты». В частности, это Арбитражный суд города Москвы, где в первые недели введения новой системы дел по «упрощенке» почти не было. Председатель АСГМ Сергей Чуча, по словам Соловьева, объяснял это величиной суда, которая не позволяют моментально ввести в работу новый механизм. Впрочем, сейчас картина с упрощенным судопроизводством в АСГМ выглядит более оптимистично: около 24% дел идет по этой категории.
До спрогнозированной Ивановым минимальной отметки в 30% принятых в порядке «упрощенки» дел пока не дотягивают еще несколько судов: Амурской, Брянской, Новосибирской и Калининградской областей, Камчатского и Приморского краев, Еврейской автономной области, Адыгеи, Дагестана и Бурятии. «В основном это суды с большой нагрузкой, в которых не так-то просто внедрить эту систему, потому что она возлагает довольно большую нагрузку на аппарат суда», — говорит председатель ВАС.
Но, добавляет также Иванов, есть и суды, которые «рьяно взялись за рассмотрение дел по упрощенке», и уже дают показатели выше средних. Из статистики видно, что рекордсменами по этим показателям можно назвать арбитражные суды Кабардино-Балкарской Республики (59,74%), Забайкальского края (57,68%), Карачаево-Черкесии (52,45%), Костромской области (60,62%) и Республики Марий Эл (66,33%).
Одна из проблем упрошенной системы — это работа «Почты России». Секретный шестизначный код дела, при помощи которого сторона может ознакомиться со всеми документами в электронном виде, высылается только обычным письмом. Идет оно до адресата, как правило, две недели, что, конечно, не соответствует исходному принципу упрощенного судопроизводства — быстроте. «Здесь могли бы сработать такие способы, как, например, введение специального процессуального мобильного телефона, зарегистрированного за стороной, куда можно было бы высылать смс с кодом доступа к материалам дела», — предполагает Соловьев. Однако без специальной авторизации номера такую рассылку проводить небезопасно, так что пока проблема находится в стадии решения.
Еще одна проблема — это необходимость сканирования громадного массива документов, чтобы затем стороны могли с ними ознакомиться. Зампред ВАС Артур Абсалямов говорил в декабре, что только несколько процентов заявлений, которые должны быть рассмотрены в порядке упрощенного судопроизводства, были поданы в электронном виде с помощью системы «Мой арбитр». «В электронном виде с нами не готовы общаться», — сказал он.
Решена эта проблема пока с помощью аутсорсинга. Сейчас, по словам Соловьева, Минфин выделил судам на это 84 млн руб., которые были распределены по судам первой инстанции в зависимости от количества дел. Расчетная стоимость сканирования одного дела составляет 114 руб., но в реальности затраты будут меньше. «Уже сейчас видно почти 50-процентное уменьшение затрат по результатам открытых торгов, на основе которых будет происходить привлечение судами сторонних организаций [для сканирования]», — сказал он. Был проведен эксперимент по найму примерно двадцатью крупными арбитражными судами сторонних специалистов или компаний, которые производили сканирование документов, и особых проблем выявлено не было, рассказал Соловьев, который при этом все же надеется, что со временем стороны будут сами подавать больше заявлений в электронном виде. «Возможно, мы будем делать определенную рекламу сервиса электронной подачи, хотя изначально у ВАС было более радикальное предложение, как сподвигнуть стороны на электронную подачу документов», — сказал он (в ВАС предлагали ввести пошлину на «бумажное» исковое заявление в 10-20 руб. за лист, однако эта идея не нашла поддержки в правительстве).
В судах пока относятся к новшеству скептичнее. Некоторые председатели судов, опрошенные «Право.Ru» во время съезда судей, в корне не согласны в целом с предложенным способом снижения нагрузки. «Все, что было нужно ввести — судебный приказ по аналогии с ГПК РФ. Этого хватило бы, чтобы разгрузить систему», — сказал один из них (судебный приказ выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд, без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений). Кроме того, они говорят, что пока упрощенная система не привела к высвобождению у судей 40% времени, как прогнозировали в ВАС РФ (по словам Соловьева, именно в этом состояла идея нововведения: «Упростить судьям работу, освободить им как раз примерно 40% времени»), а сотрудники аппарата теперь перегружены сильнее. Они также говорят о том, что аппаратные работники будут недоумевать, когда нанятый для сканирования специалист извне за неделю работы будет получать больше, чем служащие суда за месяц.
«Да, в судах акцентируют внимание на том количестве документов, которое им нужно сканировать, полагая, что это и уходит все время, однако сканирует документы не сам судья», — говорит Соловьев и перечисляет преимущества новой системы: дело слушается без сторон, не проводятся заседания, не ведется протокол судебного заседания, в том числе и аудио-протокол. В результате, считает он, экономится значительное время, которое судья расходует на более внимательную работу с делом, на вынесение взвешенного решения по нему.
Иванов тоже в курсе настроений аппарата. «Несомненно им обидно, что за стенкой сидит сотрудник аутсорсинговой фирмы и за работу получает больше, чем они, — сказал он, — но другого варианты мы пока не видим, так как не можем изменить режим оплаты труда своим сотрудникам. Максимум, что мы смогли сделать, — это получить в Минфине деньги на то, чтобы технические работы по сканированию документов выполняли сторонние организации. Это хоть какое-то облегчение для сотрудников аппарата, которым мы не можем платить нормальные деньги».
В ВАС твердо намерены развивать упрощенную систему судопроизводства. После того как будут оценены результаты внедрения нового порядка, сказал Иванов, возможно, произойдет увеличение пороговых значений сумм иска, по которым будет применяться упрощенное судопроизводство. Это также приведет к снижению нагрузки на судей, уверен председатель ВАС.