Сколько мигрантов приезжает в Россию, для жизни и работы, точно не знает ни одно ведомство. Независимые эксперты в этой области, называют цифру в 2 000 000 млн. человек.
По тем или иным причинам, многим из них остаются здесь всерьез и надолго.
У одних в России родственники: родители, жены, мужья, дети; других привлекает заработок. Кто — то пытается закрепиться в России, родив здесь ребенка, в надежде, что это поможет в получении гражданства, а с ним, и тех минимальных социальных гарантий, которых не может дать «родное» государство.
Бывшие граждане СССР в силу: правовой неграмотности, отсутствия доступности сервисных служб, в сфере вопросов миграции, и их ответственности, а также законодательной неопределенности, в миграционной сфере, не отлаженности механизма получения документов, не могут защитить свои права, что осложняет их нормальную жизнь.
Многие из мигрантов вольно или невольно нарушают: режим пребывания — не становятся на миграционный учет, не регистрируются по месту проживания, или регистрируются обходным путем. Не носят, забывают, теряют или не имеют: патентов на работу, миграционных карт, разрешений на временное проживание и других необходимых документов.
У некоторых, получается зарегистрироваться и получить российский паспорт, и даже длительное время проживать как коренные жители. Однако, в случае выявления таких ошибок со стороны гос. органов, при получении мигрантами таких документов как: российский паспорт, вид на жительство и др., последние могут быть признаны недействительными, объявляются выданными в нарушение установленного порядка, и подлежат изъятию.
Впоследствии, такие «граждане» теряют право находится на территории нашей страны, лишаются всех социальных гарантий, подлежат выдворению за ее пределы.
В этом случае необходимо подтвердить свою личность в УФМС по месту регистрации, пригласив свидетелей, и пройдя процедуру установления личности в соответствии с ст. 10.1 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
С учетом упразднения УФМС и передаче полномочий Главному Управлению по вопросам миграции МВД России, число вопросов связанных с получением необходимых для мигрантов документов которые бы узаконивали их местопребывание в нашей стране, только увеличивается.
Сервисные службы государственных услуг, в сфере миграции, не готовы к такому объему и толком не работают. Механизм получения необходимых документов не отлажен.
Защитить свои права в этой сфере могут далеко не многие.
Обжаловать незаконные решения, действия государственных органов решаются не все, а совершенно напрасно.
На сегодняшний день, это единственное эффективное средство защиты своих прав.
Главное, не нарушить процессуальный срок, апелляционного обжалования, составляющий всего 10 дней (ч. 4 ст. 298 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Из разъяснения Европейского Суда по правам человека следует что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод».
При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут «бремя ответственности» за несовершенное правонарушение.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006г. № -55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав п.7 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разъяснено, что, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
(СП: Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы по делу 2а-4701/2016 от 25.05.2016г.)
Если срок обжалования решения о не разрешении въезда на территорию РФ пропущен и восстановить его невозможно, можно обратиться напрямую в Главное Управление по вопросам миграции МВД России с заявлением об отмене такого решения, приложив подтверждающие документы, указав значимые обстоятельства, которые могут повлиять на его отмену.
Лицо, претендующее на Российское гражданство, должно подать заявление об отказе от гражданства (о выходе из гражданства) страны, гражданином которой оно является.
Указанное заявление удостоверяется нотариусом и должно быть направлено в посольство (консульство) и другие компетентные органы этой страны. Только получив подтверждение того, что предыдущее гражданство прекращено, можно претендовать на получение Российского гражданства.
В настоящее время и до 31.12.2016 г. действуют нормы ФЗ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», которые направлены на урегулирование правового статуса граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию для проживания до 01 ноября 2002 года, не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, не имеющих гражданства иностранного государства, при отсутствии действующего документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.
Данная категория лиц принимается в российское гражданство, минуя стадию оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, по месту фактического проживания (в случае отсутствия регистрации по месту жительства)
Вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации необходимо представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о рождении
-документы (сведения), подтверждающие прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 01.11.2002 г. для проживания до дня обращения с заявлением.
Если гражданин был документирован паспортом гражданина Российской Федерации до 01.07.2002 г., но состоит в иностранном гражданстве или не имеет гражданства иностранного государства, при условии отсутствия у него действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации необходимо представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- свидетельство о рождении;
- паспорт гражданина Российской Федерации, выданный до 01.11.2002 г. (признанный выдан необоснованно);
-документы (сведения), подтверждающие прибытие заявителя в Российскую Федерацию до 01.11.2002 г. для проживания до дня обращения с заявлением.
Если иностранный гражданин документированный паспортом Российского гражданина (выданного в нарушение установленного порядка) имеет в собственности на территории России квартиру (дом), но зарегистрирован после 01.11.2012г., такому гражданину придется заново проходить процедуру приобретения Российского гражданства, однако он минует стадии постановки на миграционный учет и регистрации.
Для таких граждан необходимо, как и для всех остальных, получение РВП (разрешения на временное проживание) которое позволяет иностранному гражданину свободно въезжать и выезжать на территорию России. Срок действия РВП – 3 года, получить его можно в рамках специально выделяемой правительством квоты или в общем порядке. РВП не следует путать с разрешением на временное пребывание (выдается на 3 месяца).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание устанавливается на календарный год (п. 2 «Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в РФ»), поэтому с ходатайством о предоставление квоты на РВП лучше всего обращаться в начале года.
Через год, после получения РВП гражданин может претендовать на получение ВНЖ (вида на жительство) в РФ, при этом заявление на ВНЖ, необходимо подавать до истечении полугода до прекращения действия РВП.
Согласно ст. 2 ФЗ №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ВНЖ – это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, также ВНЖ легализует экономические права иностранного гражданина, а для лица без гражданства это еще и удостоверение личности.
ВНЖ дает право на получение социальных гарантии от РФ (бесплатное образование, медпомощь, пенсия, оформление на приглашение на въезд в Россию для родственников из других стран и др.)