Стенограмма
17-й вопрос повестки. О деятельности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации за 2013 год. Элла Александровна
Памфилова, пожалуйста.
Памфилова Э. А., уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Уважаемые депутаты!
Я, наверное, не буду всё-таки отчитываться о деятельности предыдущего уполномоченного. Доклад у вас у всех есть, и я полагаю, что вы довольно подробно ознакомились с ним. И я тогда то, что касается вот этого отчёта, я бы хотела тогда в большей степени ответить, во второй части ответить на ваши вопросы именно по тем направлениям, которые будут вас интересовать.
А сейчас я хотела бы начать, всё-таки сказать о том, чем я сейчас намерена заниматься, чем я занимаюсь, наверное, остановиться на самых таких «горячих» проблемах, которые в том числе требуют и вашего внимания и участия. Вот если не возражаете, да?
Председательствующий. Элла Александровна, единственное, только прошу помнить, что у вас 15 минут времени. Вот слева от вас секундомер.
Памфилова Э. А. Хорошо.
Я хотела бы сказать, что сейчас, конечно, у меня два параллельных
направления работы.
Первое направление — это всё-таки формирование стратегии с учётом новых реалий организации деятельности Уполномоченного и как следствие реорганизация аппарата под эти функции.
И я хотела бы только акцентировать внимание на одном моменте: предполагается создание нового управления законодательных инициатив и программного проектирования.
Я полагаю, что это невероятно важно, поскольку очень… самое главное, на мой взгляд — это анализ выявления и анализ массового, скажем, случаев массового нарушения прав и на основе этого анализа формирование конкретных предложений, включая и, скажем, обличение их в законодательную форму.
Для этого мне не требуется, и я не прошу никаких дополнительных полномочий, в том числе там с законодательной инициативой. Я полагаю, что самое главное — установить очень тесные и рабочие дружеские контакты как с Государственной Думой, так и с Советом Федерации, что, в общем-то, и происходит сейчас.
В частности, с первого, с чего бы мне хотелось начать, вот у меня закончился семинар — Координационный совет с региональными уполномоченными. Два дня мы обсуждали очень горячий круг проблем, которыми они занимаются, их проблемы. И я бы хотела… просила вашей поддержки, такая поддержка есть у меня в Администрации президента, в Совете Федерации. Я полагаю, что вы поддержите о том, что необходим, абсолютно необходим рамочный закон о региональных уполномоченных, который бы всю нашу работу от федерального уровня до регионального ввёл… свёл в единую логику, чтобы было более тесное, эффективное взаимодействие, чтобы статус региональных уполномоченных был более четок, и скажем, их возможности были расширены.
Сейчас очень тяжело им работать, очень тяжело. Я не буду дальше останавливаться. Вчера даже некоторые просто не смогли приехать, у них даже нет на это возможности — раз в год встретиться с нами, да.
Я… и в данной связи я категорически против того и надеюсь, что вы меня поддержите, против девальвации вообще понятия уполномоченных. Вот есть у нас конституционная должность уполномоченного, есть региональные уполномоченные, именно уполномоченные, а не омбудсмены и прочие названия я не приемлю, потому что круг проблем гораздо более, более, скажем, широкий с учётом нашей действительности. Мне… и я могу понять и я понимаю, почему я считаю совершенно правильно, что была введена должность уполномоченного по правам бизнеса, исходя из специфики. Я понимаю, почему есть должность Уполномоченного по правам ребёнка. Я полагаю, что надо остановиться, потому что ну нельзя на каждую проблему сейчас создавать, скажем, уполномоченного, мне кажется, это путь в никуда.
Я полагаю, что надо наоборот усилить авторитет статуса возможности реально действующего конституционного института для того, чтобы у него была возможность как на федеральные органы влиять, так и на региональные, влиять на те ведомства, которые должны решать проблемы непосредственно входящие в их компетенцию.
Не уполномоченный по правам инвалидов, а социальные ведомства должны эффективно решать весь комплекс этих проблем, связанных с инвалидами, на основе межведомственной координации.
А роль уполномоченного — вовремя выявлять нарушения и правонарушения и давать оценку соответствующую. Не уполномоченный по правам потерпевших от преступлений, по защите прав потерпевших от преступлений, а я намерена сейчас предложить целый пакет, скажем, инициатив для того, чтобы эту работу эффективно наладить.
Я вот изучила доклад, специальный доклад уполномоченного в 2008 году по этой тематике, к сожалению, за все последующие годы практически нет никакого прогресса.
Мы действительно сделали акцент в основном на защиту прав людей, находящихся в заключении и так далее, и так далее. Защита прав потерпевших у нас плетётся в конце. Проблема эта очень серьёзная. И надеюсь на вашу поддержку, и здесь, наверное, на совместную работу по этому направлению.
Очень серьёзная проблема и я её обсуждала и с президентом, и с экспертными сообществами, и с правозащитниками, которая касается ситуации с состоянием пенитенциарной системы. Застарелые проблемы, не буду останавливаться на них, здесь система, к сожалению, до сих пор остаётся открытой как от общества, закрытой, как от общества, так и государства. Целый ряд конкретных предложений я предложила, президент поддержал. Надеюсь, что мы вместе с вами будем над ними работать.
Но на один аспект я бы хотела обратить внимание. Во многом результат проблем, которые мы сейчас имеем, включая пытки, включая жестокое обращение, закрытость системы, очень слабая трудоустроенность, скажем, труд заключённых, им охвачено всего 30 процентов и так далее, и так далее, не буду дальше углубляться, во многом оттого, что законодательная база абсолютно разбалансирована.
Видимо, и я так полагаю, что многие специалисты и надеюсь, что и ваш комитет, я насколько знаю, тоже поддерживает эту инициативу, видимо, надо систематизировать Уголовно-исполнительный кодекс, переписать его. Он настолько внутренне уже противоречит, настолько разбалансирован, он противоречит и УПК, в том числе по многим направлениям, я вот тут рассчитываю, что этот вопрос проработаем и, видимо, в общем-то, надо браться за эту работу.
Ещё хотела бы обратить ваше внимание, ну, ещё на один аспект, где нам придётся с вами поработать, так называемый закон об иностранных агентах. Я знаю, что вы приняли его, я знаю, что президент подписал. Вот я была у него 3 июня, 4-го он был подписан. Но это не значит, что мы должны, собственно говоря, вот приняли его и согласиться с тем, что там всё замечательно. Я полагаю, что необходим просто совместный мониторинг этого закона, потому что, на мой взгляд, там есть одно очень слабое место — процедура внесения этих организаций в реестр. Вот там есть какое слабое место? У нас получается так, что нет стимула для того, чтобы переходить от иностранного финансирования на российское. Если когда-то какая-либо организация получала эти средства, то вот если даже она захочет уже отказаться, клеймо вот этого иностранного агента на ней остаётся. Сколько таких организаций? У нас их много, мы можем вообще-то очень сильно ударить по развитию гражданского общества и особенно по правозащитным организациям, которых итак мало, их надо развивать, развивать, в общем-то, по всей России. Здесь есть вопросы. Надеюсь, просто, чтобы не быть голословной, я надеюсь, что мы вот такой с вами вместе инициируем такой мониторинг правоприменения, выявим какие-то слабые стороны для того, чтобы скорректировать и поправить эту ситуацию.
А теперь я бы хотела перейти просто, насколько я знаю, исходя из ваших пожеланий, к ситуации в Крыму и с беженцами. Вот на этом я хотела остановиться, поскольку я не только там была несколько дней и вела непосредственно приём населения, говорила, что до 100 человек в день принимала, но и после этого идёт у меня постоянно, у меня сотрудники туда ездят, постоянный мониторинг ситуации. И хочу сказать, что ком проблем, к сожалению, нарастает, нарастает.
Я с президентом говорила и, спасибо, он поддержал мои предложения по тому, как решить, как ускорить и упростить получение гражданства примерно для 50 тысяч людей, которые проживали в Крыму и не имели регистрации, но они там проживали много лет и оказались на момент 18 марта, в общем-то, в безвоздушном пространстве. Они жили там, они имели там собственность, садовые участки и так далее, и так далее. Я не буду вдаваться в подробности, но проблема огромная. И во что она упирается?
Она упирается во многом в то, что, к сожалению, ФМС в Крыму достались очень старые, допотопные службы, паспортные столы, которые отстали лет на 20, наверное, от нашей российской ФМС. Люди просто не умеют работать в современных условиях, это порождает агрессию, хамство с их стороны, они не справляются. Техническое обеспечение, это просто стыдно смотреть. Я понимаю, что там, конечно, я посмотрела внимательно, ФМС работает очень хорошо по оформлению паспортов, оперативно, народ со всей страны там приехал, по выдаче паспортов тем, кто получил гражданство. Но вот эта группа, она очень большая и стоят в очередь по три дня, переписываются эти люди. Потом они узнают, что им надо идти в суды, а суды тоже не справляются. Не справляются потому, что огромный наплыв, и суды требуют определённых документов, которых у них нет.
Пошлину надо платить, банки не работают. Из двух тысяч отделений, которые там были, разного рода филиалы украинские, сейчас они прекратили работать, слава богу, сейчас вошёл Банк России, но пока этого не хватает. В результате что? Они даже пошлину не могут оплатить.
Вот сейчас договорились, чтобы как бы суды принимали заявления людей на восстановление гражданства по факту их проживания, скажем, с последующей оплатой, но вообще ситуация с банками всё равно является катастрофической пока, надо, конечно… Банк России очень хорошо принимают, но здесь надо срочно развивать, потому что что получается? Огромные очереди, коммунальные платежи задерживаются, пенсии задерживаются, пособия не выплачиваются, напряжение растёт. Это уже проблема, которая выходит за рамки получения гражданства.
И, к сожалению…
А то, что те люди, которые вот подвисли в безвоздушном пространстве без гражданства, они тоже сейчас на птичьих правах.
Хорошо, что Аксёнов, руководство там Крыма подписало соглашение с ФМС о том, чтобы их не выдворять через 90 дней.
Я вот в своих предложениях прошу президента пробить, хотя бы на год, их пребывание, чтобы они вот не оставались там какое-то время, потом они должны куда-то уехать. Куда они должны уехать, ну куда? Им некуда ехать. Это тоже одна из проблем.
Вот не буду дальше перечислять. Я просто хочу сказать им, какие предложения вот мною подготовлены, и прошу, чтобы вы знали, и, может быть, тоже каким-то образом, скажем, способствовали тому, чтобы они быстрее решались.
Надо распространить на граждан Украины, имеющих в собственности участки и жилые строения в садовых некоммерческих товарищах, именно вот эта группа людей, которая там жила без регистрации, вот она сейчас осталась в безвоздушном пространстве, вот распространять наше законодательство. Вы знаете, что у нас сейчас такая регистрация есть. Признать их постоянно проживающими на территории Крыма. Установить срок временного пребывания для граждан Украины, фактически проживающих в Крыму и Севастополе до одного года без выезда за пределы России.
Ну распространить на граждан Украины, носителей русского языка, норму, установленную пунктом 10 положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства. То есть, вы знаете, у нас нет соглашения с Украиной по поводу гражданства, и многие боятся отказываться от гражданства. Это целая, это тяжёлая процедура. И мы предлагаем, я предлагаю, чтобы, скажем, основанием было, ну, по крайней мере, нотариально заверенная копия, подпись заявителей квитанции в заказном почтовом отправлении консульства украинского, ну и так далее, и так далее.
Самое главное, необходимо, конечно, я сейчас очень тесно работаю с Федеральной миграционной службой, то есть, спасибо, она реагирует очень быстро, и надо ей помогать. Но вот необходимо, чтобы серьёзно увеличить время приёма населения в паспортных столах. Там они просто разучились работать. Они принимают по несколько часов в день и копят вот эти огромные очереди. Люди стоят пожилые, с ребёнком, с детьми. Не дай Бог, пропустил вот эту отметку, и три дня стояния в очереди пропало, просто пропало. Опять заново надо стоять. Вот он стоял там, потом он стоял в судах. Информации минимум. Вот такой внятной понятной и чётко, что нужно человеку для того, чтобы, куда ему идти, чтобы получить гражданство, какой
набор справок?
И здесь возникает коррупционная составляющая, что вообще, к сожалению, это очень характерно для этого региона. Начинают вымогать разного рода ненужные справки. Возникает новая очередь в ЖЭКе и так далее, и так далее. То есть вот это очень, скажем, ситуация напряжённая. И ФМС необходимо, конечно, разместить в отделениях доступную для понимания информацию, которая ограничивала бы круг тех справок, которые требуются. Потому что очень это большое поле для коррупции. Просто из людей вымогают деньги.
Необходимо просто, конечно, направить дополнительное число сотрудников ФМС вот именно в эти управления, понимаете. Они очень хорошо работают, там, где не видно их работы. Вот там, где они паспорта готовят. А на приёме как раз оказываются люди, местные жители, которые работают в этих ФМС, и получается, судят о работе нашей ФМС именно по этим не приспособленным допотопным паспортным столам, которые совершенно разучились работать.
Ещё большой круг проблем, чем ещё усугубляется ситуация. Пошёл, в последние два-три дня пошёл большой наплыв беженцев с Украины, в основном из Славинска и Краматорска, именно в Крым пошёл. Две с лишним тысячи они разместили, как могли. Вы знаете, у них там много полуразрушенных зданий осталось в наследство, Крымом никто не занимался. Остальной народ принимают плохо вот эти службы, грубо.
Председательствующий. Добавьте одну минуту.
Элла Александровна, завершайте. Будет много вопросов, и отвечая на вопросы, вы дополните.
Памфилова Э. А. Хорошо. Не знают, что с ними делать.
Последний пример приведу, что касается беженцев. По Крыму я отвечу на ваши вопросы. Вот только что мне звонили из моей приёмной. У меня принимают людей в моей приёмной мои сотрудники. Сейчас приехала семья с Украины. Московское ФМС дала им документы, бланки на заполнение, бланка, скажем, убежище, как беженцы, ну, сказала, приходите в сентябре. Деньги закончились в Москве. Им нужно 30 миллионов для того, чтобы провести медицинское обследование для того, чтобы человеку дать этот статус. Что делать этим людям? Я полагаю, что здесь необходима очень жёсткая координация со стороны ФМС.
И если одни регионы не справляются, Крым не справляется, перенаправлять этот поток в те регионы, где есть условия: в Ростовской
области, в Ставропольской, в Белгородской и так далее. Но это должна быть
быстрая оперативная работа. И вот моё предложение, которое поддержал президент, и я надеюсь… (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Элла Александровна. Присаживайтесь.
Переходим к вопросам. По два от фракции.
Пожалуйста, первым задаёт вопрос Борис Сергеевич Кашин.
Катин Б. С. Элла Александровна, конечно, много таких вопросов, которыми ведомства должны заниматься, но есть всё-таки сфера, которая в первую очередь вами должна быть рассмотрена, это политические права граждан. И вот наименее защищённые, это у нас представители левых патриотических организаций. Их не только СМИ не защищают, которые в значительной степени либеральны, а ещё клевещут на них, как газета «Известия» Удальцова оклеветала, обвинив его в поддержке киевской хунты. Это враньё чистое!
Вы видите, наверное, что на стенах написано: «Свободу Квачкову!». И вот это «болотное дело», которое мы инициировали, предложение об…
http://www.gosduma.net/photos/general/2016-03-25-vystuplenie-elly-panfilovoy-v-gosudarstvennoy-dume/#photo1