По данным ФАС, авиакомпании, занимающие доминирующее положение на отдельных товарных рынках, навязывали потребителям тарифы без учета динамики потребительского спроса. Это является нарушением антимонопольного законодательства согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».
Так, на рынках продаж авиаперевозок сложилась практика, при которой стоимость перевозки по мере приближения к дате вылета только повышается или поддерживается на одном уровне вне зависимости от уровня загрузки воздушного судна. Вместе с тем, подчеркивает ФАС, авиаперевозки осуществляются с использованием различных систем продаж билетов, позволяющих управлять доходами в зависимости от коммерческой загрузки рейсов с учетом развивающегося спроса. Такие системы предполагают увеличение цены на услугу по мере увеличения спроса и заполняемости салона воздушного судна, и, напротив, снижение цены (или сохранение низких тарифов вплоть до даты отправления) при низком спросе и невысокой заполняемости воздушного судна.
По итогам 2013 года показатель занятости пассажирских кресел на международных линиях на 7,1 % превысил значение аналогичного показателя на внутренних линиях. Отказ российских перевозчиков от ценовой конкуренции в день вылета, по мнению антимонопольного ведомства, существенно ограничивает конкуренцию на рынках авиаперевозок, приводит к поддержанию высокой цены, способствует замедлению темпов роста перевозок, а также ущемляет интересы потребителей.
В связи с этим авиакомпаниям ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания Россия», «Оренбургские авиалинии», ОАО «Владивосток «Россия», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Авиакомпания Глобус», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и «ОАО «Авиакомпания Трансаэро» направлены соответствующие предупреждения.
В срок до 15 мая компании должны будут усовершенствовать системы продаж авиабилетов. В частности, отмечает ФАС, тарифы должны не только повышаться, но и снижаться по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса и объема реализованных авиабилетов за конкретный период времени (процента занятости кресел).