Наружная реклама с текстом «песец идет/песец пришел» и аудиоролики с использованием этого выражения размещались в августе—сентябре 2012 г. на 32 отдельно стоящих рекламных конструкциях в Кургане и на четырех — в городе Шадринске Курганской области. Данная реклама услуг нового сотового оператора «Мотив» звучала также в курганских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Хит FM», «Дорожное радио», «За облаками», «Юмор FM», «Русское радио», «ЕВРОПА ПЛЮС», «Шансон» и шадринских региональных рекламных блоках на радиоканалах «Ретро FM», «Русское радио».
Эти действия рекламодателя — ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» — вызвали бурные обсуждения. «Люди не могли понять, кто же это такой песец, зачем он идет в Курган, а самое страшное, что же все таки будет, когда он придет», — отмечает УФАС. В связи с этим выдвигались различные версии от рекламы меховых изделий до прихода конца света.
По результатам лингвистической экспертизы, проведенной специалистами Уральского регионального центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, был сделан вывод, что значение слова «песец» в текстах рекламы в равной степени может быть и основным словарным, и речевым, связанным с нецензурным словом. Эксперты также сочли, что «имплицитная связь с нецензурным словом легко выводится из анализа сочетаемости и семантики словоупотреблений».
На этом основание антимонопольный орган признал рекламу ненадлежащей и наложил на ООО «ЕКАТЕРИНБУРГ-2000» штраф в размере 300 тыс. рублей.
Арбитражный суд Курганской области и 18-й Арбитражный апелляционный суд оставили в силе решение Курганского УФАС. В свою очередь АС Свердловской области также признал рекламу ненадлежащей, но уменьшил размер штрафа вдвое — до 150 тыс. рублей.