24 октября 2012 года законом города Москвы №51 в восьмую главу столичного КоАП (правонарушения в области благоустройства города) добавили ст.8.14, касающуюся городских парковок. За размещение транспортного средства с несоблюдением правил пользования благоустроенной территорией могли оштрафовать на 1 500 руб. (п.1). В случае, если водитель не оплатил стоянку или нарушил «порядок оплаты», то он мог расстаться с 2 500 руб. (п.2). Последний же, третий, пункт этой статьи устанавливал наказание за нечитаемый номер транспорта — 5000 руб. Такой штраф вводился для всех случаев «нечитаемости» от самых безобидных до применения материалов, которые затрудняют или делают невозможной идентификацию транспортного средства. То есть 5 000 руб. мог потерять и владелец забрызганной грязью машины, и тот, кто закрыл номерной знак тряпкой, чтобы его не засек какой-нибудь «Паркон».
Между тем федеральное законодательство различает эти случаи. Ст.12.2 КоАП РФ говорит, что управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований [номерами] влечет предупреждение или штраф в 500 руб. (первая часть), а «материалы» — штрафа в 5 000 руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев (вторая часть).
Юрист-автовладелец Виктор Вэскер потребовал в Мосгорсуде признать недействующими со дня принятия ст.8.14 КоАП Москвы, а также сопутствующие нововведения — п.9 ст. 16.3 м ст.16.6 кодекса. В соответствии с ними рассматривать дела о «парковочных» административных правонарушениях могли контролеры и контролеры-ревизоры, а в случае фиксации нарушений техсредствами, они должны были рассматриваться заочно в порядке, установленном ч.3 ст.28.6 КоАП РФ.
Вэскер говорил, что все эти нормы противоречат федеральному законодательству. Но 13 марта 2013 года судья Михаил Казаков в иске отказал полностью (решение на сайте суда отсутствует). После этого Вэскер обратился с жалобой в судебную коллегию по административным делам Верховного суда, которая опубликовала определение по делу на минувшей неделе.
Истец указывал на то, что городские парковки располагаются не на закрытых территориях, а на улицах города и пользование ими осуществляется в соответствии с требованиями Правил дорожного движения — дорожных знаков или разметкой проезжей части, за несоблюдение которых КоАп РФ уже предусматривает наказания.
Представители Мосгордумы, мэра Москвы и Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города против удовлетворения заявленных требований возражали. По их мнению, они полностью соответствуют федеральному законодательству. А вот прокурор Е. Лазарева поддержала заявителя, правда частично — п.2. ст.8.14 (штраф за неоплату стоянки), по ее мнению, надо оставить в силе.
Коллегия ВС под председательством Владимира Хаменкова жалобу Вэксера удовлетворила частично. П.2. ст.8.14 был оставлен в силе в части штрафов за неоплату парковок. Судьи указали, что «пользование ими на платной основе не исключается федеральным законодателем (ст.12 федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ)» для улиц дорог регионального и муниципального значения. А раз решение об установлении платы принято субъектом, то не исключено и установление административной ответственности за нарушение. Логичным, по мнению судей, выглядит и наделение соответствующими полномочиями контролеров и контролеров-ревизоров.
В части, разрешающей московским властям штрафовать за «нарушение порядка оплаты», второй пункт был признан недействующим. Судьи пришли к выводу, что законодательство не содержит описания этого порядка, а потому не обеспечивает «его единообразного понимания правового регулирования и создает возможность злоупотреблений правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями при привлечении к административной ответственности».
Такая же судьба постигла первый и третий пункты ст.8.14. Коллегия, проанализировав нормы законодательства, констатировала, что из-за появления этих норм в столичном КоАП нарушение читаемости номерных знаков автомашин можно квалифицировать как по оспариваемым пунктам, так и по соответствующим статьям федерального кодекса. «Это с неизбежностью порождает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях», — сделали вывод судьи.