Тем самым ВС Татарстана удовлетворил апелляционные жалобы представителей потерпевших и апелляционное представление прокуратуры на решение Приволжского районного суда Казани. Дело направлено обратно в этот суд для рассмотрения, уточнил руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов, представляющий интересы четверых потерпевших.
Ранее решение о возврате прокурору дела в отношении сотрудников отдела полиции “Дальний” для устранения нарушений обжаловали гособвинитель, зампрокурора Приволжского района Казани Ильнур Гарифуллин, пятеро потерпевших и двое их представителей.
Напомним, что 23 июля судья Александр Щелыванов удовлетворил ходатайство о возвращении дела в прокуратуру адвоката одного из подсудимых. По мнению судьи, нарушения УПК РФ (в частности, статьи 166 — Протокол следственного действия) неустранимы в судебном заседании. Мера пресечения для бывших оперативников отдела полиции «Дальний» осталась прежней (7 экс-полицейских находятся под стражей, один под подпиской о невыезде).
По версии следствия, сотрудниками отдела полиции «Дальний» была налажена целая преступная схема получения нужных показаний. Так, если в производстве находилось дело о нераскрытой краже, полицейские вызывали в отдел человека, которого просто назначали виновным. Ему предлагали признаться в совершении преступления, а в случае отказа фальсифицировали в отношении него административный материал, по которому человека сначала задерживали, а в последующем и арестовывали. После этого стражи порядка любой ценой пытались добиться признательных показаний, в том числе применяя физическую силу.
Некоторые, не дожидаясь пыток, признавались сразу, а четверо из задержанных, в том числе умерший после допроса Сергей Назаров, отказались от самооговора. К последним применялась пытка бутылкой. Наиболее жестоко и аморально по отношению к потерпевшим действовали замначальника «Дальнего» Айнур Рахматуллин, начальник отдела угрозыска Фаиль Сабирзянов и его заместитель Алмаз Василов. Последнему вменяется наибольшее количество эпизодов преступной деятельности.
Как отмечал СКР, полицейские «обнаглели до такой степени, что применяли насилие с целью получения нужных показаний не только в отношении подозреваемых, но и в отношении свидетелей и даже потерпевших». В ходе расследования дела выявлено 14 преступлений, совершенных за три года сотрудниками ОВД. В рамках дела было проведено более 85 экспертиз, в том числе судебно-медицинских, подтвердивших наличие телесных повреждений у потерпевших. Кроме того, были проведены почерковедческие экспертизы, которые позволили установить лиц, фальсифицировавших административные материалы. Однако, несмотря на наличие неопровержимых доказательств, никто из обвиняемых не признал своей вины, подчеркивали в СКР.