Согласно приказу за подписью руководителя РСТК Дмитрия Зискинда, работникам, страховым агентам и брокерам РСТК с 12 августа запрещено заключать договоры страхования автокаско «до полной инвентаризации применяемых для заключения договоров бланков полисов каско, правил страхования каско и особого распоряжения». Решение принято страховщиком «в целях соблюдения законодательства и в связи с установленными Федеральной службой страхового надзора нарушениями», говорится в документе.
Главы филиалов и руководители продающих подразделений в срок до 17 августа должны изъять все бланки полисов каско у всех страховых представителей. За невыполнение этого им грозит материальная и дисциплинарная ответственность. «Все договоры страхования КАСКО, заключенные в нарушение настоящего приказа, считать заключенными от имени и в интересах совершивших их лиц», – сказано в приказе.
В РСТК АСН заявили, что запрет на заключение договоров связан с «введением новых правил страхования и новой формой полиса», которые страховщик намерен разработать в будущем. Вопрос АСН о том, связано ли это ограничение с санкциями страхнадзора и может ли оно повлиять на финансовые результаты компании, остался без комментариев.
Между тем, в ФСФР АСН сообщили, что служба выдала РСТК предписание с требованием устранить нарушения законодательства РФ при заключении договоров автокаско. «В настоящее время страховая компания проводит работу по устранению допущенных нарушений», – сообщает ФСФР.
Опрошенные АСН участники рынка полагают, что такой внутренний запрет на продажу полисов автокаско может дорого обойтись РСТК.
«Если РТСК прекратит продажи полисов автокаско, то прекратится и поток ликвидности. Мне сложно оценить состояние страховщика, однако это может быть началом конца. Нет никаких оснований считать, что эта компания чрезвычайно финансово устойчива. Это серьезный удар, и то, выдержит ли его страховщик, зависит от акционера и его готовности покрывать убытки», – говорит генеральный директор СК «ЭРГО Русь» Александр Май.
«Такая модель бизнеса, как у РСТК, очень сильно зависит от объемов и динамики новых поступлений. В случае их сокращения возникает риск больших убытков в текущем периоде и кассового разрыва, который можно закрыть либо за счет дополнительного капитала, либо кредита, либо иных источников», – считает заместитель генерального директора «Эксперта РА» Павел Самиев.
«Такое решение ударит по кассе страховщика, а какое влияние это окажет на финансовый результат и его устойчивость, предсказать сложно», – полагает заместитель генерального директора СК «ВТБ Страхование» Егор Вишневский.
«Прекращение продаж автокаско – катастрофическое решение для любой компании на этом рынке. Дела у страховщика и так не слишком хороши, а если у него не будет притока свежих денег, то думаю, компания обанкротится. Возможно, это решение можно трактовать как очень интеллигентный и корректный уход с рынка», – предположил представитель страховой компании из десятки лидеров по сборам, пожелавший остаться неназванным.
В 2012 г. РСТК собрала по автокаско 727 млн р. (21% всей премии компании) и выплатила 419,1 млн р. В первом квартале 2013 г. сборы страховщика по автокаско составили 76,1 млн р. (около 17% всей премии), а выплаты – 68,9 млн р.