Федеральным законом устанавливаются основные цели, принципы и формы парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, парламентской комиссией по расследованию, Счётной палатой Российской Федерации.
Федеральным законом систематизируются закреплённые в законодательстве Российской Федерации формы парламентского контроля, а также предусматриваются новые формы парламентского контроля. В частности, вводится обязанность Правительства Российской Федерации ежеквартально направлять в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами. В целях осуществления парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений проекты государственных программ Российской Федерации, основных направлений налоговой политики Российской Федерации и основных направлений бюджетной политики Российской Федерации должны представляться в Государственную Думу одновременно с их внесением на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
Федеральным законом определяются виды решений палат Федерального Собрания Российской Федерации по результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля, в том числе предусматривающие ответственность подконтрольных государственных органов и должностных лиц.
* * *
Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» одобрен Государственной Думой 23 апреля 2013 года и Советом Федерации 27 апреля 2013 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным конституционным законом вносится ряд изменений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», связанных с принятием Федерального закона «О парламентском контроле».
Федеральным конституционным законом предусматривается возможность привлечения по решению Председателя Правительства Российской Федерации представителей Федерального Собрания Российской Федерации к работе правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.
В соответствии с Федеральным законом Правительство Российской Федерации должно направлять в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами.
Также устанавливается обязанность членов Правительства Российской Федерации по приглашению палат Федерального Собрания Российской Федерации выступать на их заседаниях с информацией по вопросам, носящим чрезвычайный характер.
* * *
Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» принят Государственной Думой 23 апреля 2013 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2013 года.
Справка Государственно-правового управления
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», направленные на повышение эффективности его действия с учётом норм нового Федерального закона «О парламентском контроле».
Федеральным законом вводится такое дополнительное основание для парламентского расследования, как факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объёму, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью.
Федеральным законом также вносятся некоторые уточнения в процедуру инициирования возбуждения парламентского расследования. Письменное обращение о возбуждении парламентского расследования председателю соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации может быть направлено не только группой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, но и профильным комитетом Совета Федерации или Государственной Думы.