Юрий Яковлевич, прокурорская проверка НКО вызвала шумную реакцию не только среди наших правозащитников, но и за границей. Почему она проводилась так массово, разве нельзя было сделать все постепенно?
Юрий Чайка: В прошлом году были внесены изменения в закон об НКО. Туда включены и организации, получающие иностранные средства. Кстати, именно они шумно выражают свое отношение к этому закону. Но закон есть закон, его надо выполнять. Были установлены сроки подачи необходимых документов, пришло время проверить, что и как сделано. В стране более 80 тысяч НКО. Если проверять по одной, представьте себе, на сколько лет растянется процедура. Поэтому Генпрокуратурой еще в конце прошлого года была запланирована такая проверка и направлены поручения прокурорам субъектов. Кстати, проверка ведется также и в отношении деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
Что будет с теми организациями, которые либо не уложились в отведенное время, либо демонстративно не хотят исполнять предписания закона. Их оштрафуют или закроют?
Юрий Чайка: Смотря о каких организациях идет речь. Если террористической или экстремистской направленности, то кроме ликвидации и запрета деятельности их ничего ожидать не может. В отношении тех, кто осуществляет внутриполитическую деятельность и получает иностранное финансирование, проверка носит профилактический характер.
Здесь наша цель не ликвидация или создание каких-либо препятствий для деятельности, а понуждение таких НКО к безусловному выполнению закона, предполагающего прозрачность и приобретение статуса иностранного агента путем включения в соответствующий реестр. Согласитесь, российское общество вправе знать о том, кто финансирует организации, стремящиеся оказать влияние на политику государства, повлиять на мнение граждан по поводу тех или иных государственных решений или проектов.
Говорят, что статистика — вещь упрямая. А она утверждает, что преступность в стране снижается. Но вот такие события, как жестокое убийство шести безвинных человек в Белгороде, как-то не вселяют уверенности. Так какова же истина?
Юрий Чайка: Это ужасная трагедия, и по результатам ее расследования необходимо сделать самые жесткие выводы, предпринять все возможные меры, чтобы не допустить повторения подобного преступления. Расследование этого уголовного дела находится на контроле органов прокуратуры. К счастью, такие страшные события происходят довольно редко. Понятно, что они надолго остаются в нашей памяти, и на этом фоне положительные моменты в деятельности правоохранительных органов несколько блекнут.
Тем не менее, если обратиться к статистике за прошлый год, то тенденция к снижению преступности действительно имеется. В 2012 году зарегистрировано на 102 639 преступлений меньше, чем в предыдущем. Но общее их количество еще очень велико — более 2,3 миллиона. Настораживает и то, что число заявлений граждан о происшествиях еще на порядок выше — органы внутренних дел зарегистрировали за год более 26 миллионов таких заявлений. Однако лишь по каждому четырнадцатому сообщению было принято решение о возбуждении уголовного дела.
Каких преступлений стало меньше, убийств или мелких краж и как меняется география преступности по стране?
Юрий Чайка: Если оценивать криминальную ситуацию по количеству учтенных преступлений на 100 тысяч населения, то наиболее высокий показатель на востоке страны, средний — в Поволжье и на северо-западе, низкий — в центре и на юге России. Сложной следует признать ситуацию в Сибирском, Дальневосточном и Уральском федеральных округах, где коэффициент преступности более чем в 1,2 раза превышает среднероссийский. В то же время в Северо-Кавказском федеральном округе он меньше среднего по стране в 2,1 раза.
Есть изменения и в структуре преступности. Выросли преступления небольшой тяжести, стало меньше преступлений средней тяжести. Сократилась преступность среди несовершеннолетних. А вот удельный вес тяжких и особо тяжких остался практически на прежнем уровне. Изменения объясняются вступлением в силу поправок в УК РФ, в результате чего значительная часть преступлений средней тяжести переместилась в категорию небольшой тяжести. Почти половину всех преступлений составили хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, грабежа или разбоя.
Наблюдается уменьшение числа криминальных посягательств экономической направленности, хотя каких-либо объективно обусловленных факторов для этого нет. За год они сократились почти на 15 процентов, с 202 до 172 тысяч. Материальный ущерб от них составил почти 145 миллиардов рублей, причем более половины относятся к тяжким и особо тяжким.
К сожалению, отмечается рост числа наркопреступлений и нарушений правил дорожного движения, повлекших смерть человека.
Наибольший удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, наблюдается в Ингушетии, Санкт-Петербурге, Северной Осетии — Алании и Тыве. В то же время просчеты и недостатки противодействия сбыту наркотических средств ведут к тому, что снижается число выявленных сбытчиков. Их доля за год составила всего 21,8 процента от общего числа лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Особую остроту всегда вызывают преступления коррупционной направленности. Наши граждане, по опросам социологов, считают коррупцию одной из главных нынешних бед. Как вы считаете, эффективно ли ведется борьба с этим злом?
Юрий Чайка: Здесь наметилась положительная тенденция: от противодействия низовой коррупции стали переходить к противодействию более опасным для общества ее проявлениям. Количество установленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, выросло за год почти вдвое и составило более 5 тысяч. Около полутора тысяч — в составе организованных групп и преступных сообществ. Значительно активизировалась оперативная работа по выявлению наиболее значимых системных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными чиновниками. За год привлечены к уголовной ответственности 23 депутата различных уровней, 7 министров субъектов Федерации, 8 заместителей министров. Возбуждены уголовные дела, связанные с незаконной передачей федерального имущества в иную собственность или пользование третьим лицам. Например, пресечена преступная деятельность руководителя Управления экологического контроля Росприроднадзора, который получил незаконное денежное вознаграждение в размере 3,5 миллиона рублей за организацию фиктивной проверки акционерного общества и 11,8 миллиона за минимизацию штрафных санкций по результатам этой проверки.
Вместе с тем нужно признать, что число выявленных преступлений этой направленности не соответствуют реальному уровню коррупционной преступности в стране. Коррупция поразила ряд управленческих процессов, прежде всего в сфере распределения бюджетных средств в рамках государственного заказа, совершения операций с имуществом, находящимся в федеральной и муниципальной собственности, осуществления контролирующих функций в отношении субъектов предпринимательской деятельности. По-прежнему растет мошенничество, присвоение или растрата с использованием служебного положения. Причем растет безудержно, за год — на 83,3 и 44,9 процента соответственно.
На сегодняшний день рейдерами практически не используются схемы грубого силового захвата имущественных активов. Вместо явно незаконных силовых методов широкое распространение получили многоступенчатые схемы, включающие в себя скупку акций, банкротство, манипулирование реестрами, создание параллельных органов управления.
Если коррупция столь глубоко внедрилась в управленческий аппарат, почему посадки в этой среде сравнительно редки? Следователям легче воевать с учителями и медиками, нежели с чиновниками?
Юрий Чайка: С одной стороны, это объясняется объективными причинами. Сложно вести оперативную разработку таких преступных формирований: у них конспирация, большое количество посредников, сложные комбинации, связи фигурантов в правоохранительных органах. Трудно доказывать преступную связь лиц, участвующих в таких группах. Но, с другой стороны, следственно-оперативная практика говорит о том, что нередко просто слабы оперативные позиции у органов внутренних дел, отсутствуют источники оперативной информации, недостаточен уровень профессиональной подготовки оперативных сотрудников.
Как влияет судебная практика на антикоррупционную атмосферу в обществе? Люди часто слышат: осудили чиновника-казнокрада, дали срок, чаще условно. А о наворованном вообще ни полслова.
Юрий Чайка: По нашим данным, в соответствии со статьей 1041 УК судами были приняты решения о конфискации имущества у 271 осужденного. Это существенно больше, чем годом раньше. Вместе с тем более чем в половине субъектов страны решения о конфискации имущества коррупционеров судами вообще не принимались. Существующий механизм конфискации предусматривает, что изъятие имущества возможно лишь в тех случаях, когда доказано, что оно получено в результате совершения преступления. Поэтому целесообразно расширить сферу действия статьи 1041 УК. В частности, следует рассмотреть возможность конфискации имущества и у членов семьи осужденного, если будет установлено, что оно получено преступным путем.
Всего в 2012 г. приговорены к штрафу более половины осужденных за коррупционные преступления, к лишению свободы условно — треть, к реальному лишению свободы — десятая часть. В качестве дополнительного наказания чаще всего назначалось лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В отдельных случаях осужденные лишались специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Фигуранты наиболее скандальных уголовных дел почему-то оказываются, как правило, за границей раньше, чем им предъявят обвинение, и не с пустыми карманами. А где похищенные миллиарды? Где прячутся деньги «Банка Москвы», удается ли хоть что-то вернуть из украденного ?
Юрий Чайка: Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также возврат из-за рубежа имущества, полученного в результате преступлений, — одно из важнейших направлений деятельности Генпрокуратуры. В последние годы оно интенсивно развивается, мы активно взаимодействуем с партнерами более чем из 70 государств мира. Наиболее плодотворно — с Испанией, Швейцарией, Германией, а также с коллегами из стран СНГ, прежде всего с Украиной, Казахстаном и Белоруссией. В том числе и по конкретным делам, о которых вы упомянули.
В рамках международного сотрудничества по делам о тяжких имущественных преступлениях Генпрокуратура выработала новые, можно сказать, нестандартные методы розыска за рубежом имущества обвиняемых и подозреваемых. Кроме того, нам удалось согласовать с коллегами из ряда государств упрощенный порядок возврата похищенных активов, обнаруженных и арестованных за пределами РФ. Только за последние три года из-за границы российским собственникам было возвращено денежных средств и имущества на сумму около 15,3 миллиарда рублей. За тот же период в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного потерпевшим, и возможной конфискации имущества обвиняемых за рубежом разыскано и арестовано ценностей на сумму, превышающую 22,3 миллиарда. Причем речь идет лишь о денежных средствах и недвижимости — без учета стоимости арестованных ценных бумаг. Кроме того, при непосредственном участии Генпрокуратуры России в иностранные судебные органы заявлены иски о взыскании с лиц, виновных в причинении имущественного ущерба российским предприятиям, более 28,6 миллиарда рублей. Ряд исков уже удовлетворен.
Общая сумма, подлежащая возврату в пользу наших истцов, сейчас составляет около 9 миллиардов рублей. Налицо реальные достижения, хотя мы понимаем, что это лишь вершина айсберга из сотен миллиардов преступных капиталов, вывезенных из России, и сделать нам предстоит гораздо больше.
А что с выдачей беглых преступников?
Юрий Чайка: В этой сфере тоже есть подвижки. За год мы рассмотрели более 1600 запросов о выдаче лиц из России и направили иностранным партнерам более 400 запросов о выдаче таковых нам для привлечения к уголовной ответственности и для приведения приговоров в исполнение. Прежде всего совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, а также коррупционной и террористической направленности. Нам выданы обвиняемые Испанией, Швецией, Германией, Польшей, Турцией, Украиной и Белоруссией. Были успешно решены вопросы передачи в Россию лиц даже из стран, с которыми у нас нет договоров о выдаче, в частности из Чили, Ганы и Камбоджи.
Не могу не отметить, что стремительно укрепляется наш международный авторитет. Ярким примером положительного отклика иностранных коллег на деятельность российской прокуратуры стало принятие в сентябре прошлого года Комитетом министров Совета Европы рекомендации о роли прокуроров вне системы уголовного правосудия. А тема «Прокурор и верховенство закона» станет предметом обсуждения Общего собрания и 18-й конференции Международной ассоциации прокуроров (МАП), которые будут проведены в сентябре нынешнего года в Москве. Выбор столицы России в качестве места проведения Конференции МАП свидетельствует о растущем международном престиже российской прокуратуры, признании наших достижений в деле укрепления правового государства и защиты прав человека. Ожидается, что в этих мероприятиях примут участие более 700 человек из 150 стран, а также представители авторитетных международных организаций, в том числе ООН, Совета Европы, СНГ, Европейского союза, Интерпола.
Нередки случаи, когда после громкого преступления шумно начинается расследование, звучат обещания «найти и покарать», а потом все уходит, как вода в песок, ни суда, ни приговора. У вас как у надзорного ведомства такие факты не вызывают раздражения?
Юрий Чайка: К сожалению, за прошедший год более миллиона, а точнее, 1 миллион 14 тысяч 705 совершенных преступлений так и остались нераскрытыми. Хотя их количество по сравнению с 2011 годом все же уменьшилось на 6,1 процента, однако число нераскрытых особо тяжких преступлений даже выросло на 2,1 процента. При этом в ряде регионов эффективность работы правоохранительных органов по раскрытию снизилась значительно. Например, в Дальневосточном федеральном округе число особо тяжких преступлений, оставшихся нераскрытыми, выросло на 14,2 процента, в Центральном — на 11,7, в Уральском — на 9,6.
Результаты нашей надзорной деятельности говорят и о том, что, несмотря на сокращение количества регистрируемых преступлений и связанное с этим снижение нагрузки на следователей и дознавателей, улучшения в соблюдении ими требований законодательства не произошло. За год прокуроры установили более 5 миллионов нарушений законов, допущенных правоохранительными органами на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Причем нарушения допускаются следственными органами всех без исключения ведомств и имеют тенденцию к стабильному росту. Скажем, в работе СКР количество нарушений выросло едва ли не наполовину — с 208 770 до 303 665. Большая их часть пришлась на стадию приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлении.
Широко распространены случаи необоснованных отказов в возбуждении уголовного дела из-за неполноты проведенных проверок, а также игнорирования фактов, явно свидетельствующих о наличии признаков преступлений. Увеличилось количество уголовных дел, производство по которым было прекращено, при этом практически каждое четвертое такое решение впоследствии было отменено прокурором по причине несоответствия требованиям закона. Однако особую тревогу вызывает возросшее более чем в 2,5 раза количество неправомерных отказов, когда сообщения о преступлениях не хотят принимать либо их не регистрируют.
Наибольшее количество преступлений расследуют органы МВД и Наркоконтроля. Как у них обстоит дело с соблюдением законности?
Юрий Чайка: Количество выявленных прокурорами нарушений в работе следственных органов МВД также увеличилось, примерно на четверть. Прокуроры отменили более 215 тысяч решений о приостановлении расследования дел по тем или иным причинам. Аналогичная ситуация и с постановлениями о прекращении уголовных дел. Все чаще прокуроры признают недопустимыми доказательства, полученные следователями МВД в ходе расследования. В целом за год прокуроры направили в органы внутренних дел более 70 тысяч требований об устранении нарушений федерального законодательства, привлечено к дисциплинарной ответственности более 19 тысяч следователей МВД.
Ухудшилось качество работы и следственных органов ФСКН. Общее количество установленных прокурорами нарушений выросло более чем наполовину — на 53 процента. Большая их часть была выявлена в ходе надзора за осуществлением предварительного расследования. Всего на досудебной стадии уголовного судопроизводства прокурорами направлено более 3 тысяч требований об устранении нарушений, по ним привлечены к дисциплинарной ответственности 1633 должностных лица следственных органов Наркоконтроля.
По мнению многих, кто попал в орбиту наших правоохранительных органов, следствие подчас тянется необоснованно долго, словно подозреваемого хотят взять измором. Как вы оцениваете ситуацию с соблюдением разумных сроков досудебного следствия?
Юрий Чайка: Общее количество уголовных дел, оконченных следственными органами, снизилось незначительно, примерно на 3 процента. Но вызывает тревогу рост числа дел, расследованных с превышением сроков, установленных УПК. Удельный вес таких дел дошел в СКР уже до 44,6 процента, в МВД — почти до 32, а в ФСКН перевалил за половину — 52,3. В ряде случаев продление сроков предварительного следствия объяснимо: из-за отсутствия специалистов и экспертных учреждений некоторые экспертизы надолго затягиваются. Но во многих случаях причины более прозаические. Прокуроры выявляют факты откровенной волокиты со стороны следователей. Мы направляем в адрес руководителей следственных органов информационные письма, представления и требования в связи с нарушением положений УПК РФ и считаем, что основной причиной несоблюдения разумных сроков при расследовании уголовных дел является низкий уровень ведомственного контроля.
У этой проблемы, ставшей большим раздражителем в обществе, есть решение. Нужно внести изменения в действующее законодательство и обязать следователя уведомлять прокурора о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу. Это позволит прокурору не только эффективно осуществлять надзор за законностью и целесообразностью продления срока следствия, интенсивностью следственных действий, но и оперативно пресекать волокиту. Одновременно это будет повышать ответственность следователя и руководителя следственного органа за соблюдением сроков предварительного следствия.
Преступлений совершено на сто с лишним тысяч меньше, а СИЗО по-прежнему упакованы под завязку. Создается впечатление, что туда загоняют под метелку всех, кто попал под подозрение. Почему не приживаются иные меры пресечения, скажем, залог?
Юрий Чайка: Прокуроры выявили большое число случаев ущемления прав граждан при ограничении их свободы. Больше всего их зарегистрировано по делам следователей МВД. Однако такое положение характерно и для ФСКН, и для СКР. По этой причине за год прокуроры не поддержали в суде более 4,5 тысячи ходатайств об аресте из-за некачественной подготовки следователями материалов, а также отсутствия разумной аргументации.
Что касается залога, то эта мера применяется все реже из-за имущественного положения фигурантов. Мы порой и сами не поддерживаем такие ходатайства, если у подозреваемого нет ни заработка, ни подходящего имущества, ни денежных средств. Можно сделать вывод, что изменения в уголовно-процессуальном законе, принятые в 2010 году, не способствовали практике применения залога. Статьей 106 УПК РФ установлен минимальный размер залога при совершении преступления небольшой и средней тяжести не менее 100 тысяч рублей, а тяжкого и особо тяжкого — не менее 500 тысяч. Но такие суммы имеются не у всех обвиняемых или подозреваемых.
С учетом протекающих в настоящее время процессов либерализации уголовного судопроизводства представляется целесообразным вернуться к прежней редакции статьи 106 УПК по преступлениям небольшой и средней тяжести. То есть увязать залог с личностью обвиняемого и его имущественным положением. Естественно, исходя из характера совершенного преступления.
Остаются болевой точкой и условия содержания в СИЗО и тюрьмах. Можно ли считать цивилизованной ситуацию в местах не столь отдаленных?
Юрий Чайка: Прокуроры делают все, чтобы места лишения свободы отвечали требованиям нашего законодательства и нормам международного права. Справедливости ради нужно сказать, что все-таки удалось добиться сокращения населения пенитенциарной системы за прошлый год на 55 тысяч человек. Всего на начало нынешнего года в следственных изоляторах содержалось 113,5 тысячи человек, в исправительных учреждениях — 588,2 тысячи осужденных. А 465,7 тысячи лиц состояло на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Прокуроры в 2012 году провели более 40 тысяч проверок. Наиболее распространенные нарушения — плохое коммунально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, отсутствие одежды по сезону, индивидуальных средств гигиены и постельных принадлежностей, а также применение недозволенных мер воздействия. В 54 следственных изоляторах 26 субъектов РФ норма санитарной площади в размере 4 кв. м на одного заключенного не соблюдается. Практически каждый третий следственный изолятор функционирует более 100 лет. Многие из них постройки XVIII-XIX веков, где улучшить условия содержания без больших капитальных затрат невозможно. Особенно неблагополучная обстановка в Башкортостане, Краснодарском крае, Кемеровской, Московской, Свердловской, Челябинской областях и ряде других регионов.
Переполнение следственных изоляторов привело к тому, что многие заключенные под стражу и осужденные не были обеспечены даже индивидуальными спальными местами. База лечебных подразделений изношена, в дефиците медикаменты, дезинфицирующие средства, инвентарь. Свыше 60 процентов медоборудования устарело, оно выпуска 70-80-х годов прошлого столетия и фактически непригодно для своевременного выявления заболеваний и их лечения. Более 50 процентов подозреваемых, обвиняемых и осужденных страдают социально опасными заболеваниями, в том числе туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, наркоманией, психическими расстройствами. За год в учреждениях УИС умерли 3907 человек.
Мы называем учреждения нашей уголовно-исполнительной системы исправительными, а судьи Европейского суда по правам человека — пыточными. Где же выход из положения, почему на местах не решаются те проблемы, которые входят в противоречие с законами?
Юрий Чайка: Число обращений в Европейский суд по правам человека с жалобами на условия содержания действительно ежегодно растет. Здесь очень многое зависит непосредственно от должностных лиц уголовно-исполнительной системы. К сожалению, порядка в системе пока нет. Обвиняемые и осужденные по-прежнему пользуются запрещенными предметами, употребляют спиртные напитки и наркотики. За год в ходе обыскных мероприятий было изъято более 4,2 миллиона рублей, в том числе непосредственно из камер, а также большое количество алкоголя, свыше 10 тысяч мобильных телефонов, причем каждый третий — у арестованных в камерах. Не соблюдаются нормы закона об обязанности осужденных трудиться, лишь каждый третий из них выводится на работу, как правило, на неквалифицированную и низкооплачиваемую. Поэтому не исполняются решения судов о компенсации вреда, причиненного преступлениями. Обостряется противостояние между осужденными и администрацией исправительных колоний. Цепь нарушений способствует совершению осужденными новых преступлений. За год зарегистрировано 961 преступление, в том числе 28 убийств и покушений на убийство.
В таких условиях особо значимой для уголовной политики становится альтернатива лишению свободы, применение наказаний без изоляции от общества. На наш взгляд, учитывая фактическое положение дел, и для улучшения ситуации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы есть необходимость в дальнейшей реализации реформы пенитенциарной системы, и в первую очередь принять безотлагательные меры по кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению.
В целом вы удовлетворены работой ваших подчиненных? Какие задачи ставите перед ними сегодня?
Юрий Чайка: Работа органами прокуратуры проводится большая, и с этим нельзя не согласиться. Но, конечно, полной удовлетворенности, и тем более успокоенности, быть не может, поскольку на повестке дня стоит слишком много проблем, которые необходимо решать ежедневно. Ведь даже если взять количество жалоб в органы прокуратуры, их меньше не становится, наоборот, их поток с каждым годом только увеличивается. Я считаю надзор за соблюдением прав и свобод человека, в первую очередь детей и других слабо защищенных групп населения — пенсионеров, инвалидов — одним из самых важных направлений нашей деятельности. Нельзя оставить без внимания и нарушения в сфере ЖКХ, они напрямую бьют по карману граждан. В приоритете также координация деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, профилактика и пресечение проявлений экстремизма. Так что работы у прокуроров много, сидеть сложа руки нам не приходится.