Компания «АвтоВАЗ» опубликовала ежегодный финансовый отчет по МСФО. Выручка предприятия выросла до 190,1 млрд рублей, годом ранее этот показатель составлял 175,1 млрд рублей. Чистая прибыль предприятия увеличилась в 4,4 раза и достигла 29,2 млрд рублей, а валовая прибыль снизилась с 22,9 млрд рублей в 2011 году до 21,8 млрд в 2012 году.
Сами представители компании заявляют о том, что основная деятельность предприятия внесла небольшой вклад в общий результат по прибыли в 2012 году.
«Финансовый результат группы «АвтоВАЗ» сформировался за счет прибыли от основной деятельности в сумме 2 млрд рублей, прочих расходов и дохода от дисконтирования беспроцентных займов в сумме 27,6 млрд рублей», — говорится в пресс-релизе компании.
В данном случае идет речь о беспроцентных займах от ГК «Ростехнологии», ныне являющейся одним из крупнейших акционеров «АвтоВАЗа». Средства были предоставлены «АвтоВАЗу» в качестве государственных субсидий во время кризиса в 2009 году – общий объем госпомощи автопроизводителю составил 75 млрд рублей. Часть этих средств были вложена в акции и потрачена на выкуп непрофильных активов. В середине 2012 года «АвтоВАЗ» договорился с «Ростехнологиями» о продлении выплат по займу до 2032 года.
В конце декабря 2012 года также стало известно, что «АвтоВАЗ» получил около 60 млрд рублей в виде займа от Внешэкономбанка (ВЭБ). Деньги планируется потратить на развитие производства до 2020 года. Кроме того, в отчете организации говорится, что «АвтоВАЗ» получил 2,46 млрд рублей в качестве долгосрочного беспроцентного аванса от Nissan Manufacturing Rus, но с условием, что эти средства могут быть потрачены только на покупку нового оборудования. Этот заем планируется погасить автомобилями, но возможность выплаты наличными также остается на усмотрение «АвтоВАЗа».
Сокращение валовой прибыли на 1,1 млрд рублей в компании объясняют обновлением производства. «Снижение валовой прибыли обусловлено повышенными затратами в постановку на производство новых моделей автомобилей. В 2012 году «АвтоВАЗ» начал выпускать Lada Granta (в том числе Lada Granta с «автоматом») в Тольятти и Ижевске, а также Lada Largus», — говорится в отчете компании.
Представители «АвтоВАЗа» утверждают, что компания в 2012 году инвестировала 20,1 млрд рублей, большая часть которых была потрачена на запуск и расширение производства на обоих заводах компании — в Тольятти и Ижевске. В свою очередь, показатель EBITDA вырос на 4% и составил 10,8 млрд рублей.
В отчете также говорится о том, что «АвтоВАЗ» может лишиться 641 млн рублей, размещенных в кипрских банках.
По данным «АвтоВАЗа», власти Кипра рассматривают возможность закрытия одного из банков, где оказались размещены средства российского автогиганта.
В настоящее время «АвтоВАЗ» остается лидером российского авторынка (с долей 17,4%), но в первом квартале 2013 года продажи компании сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее и составили 107,4 тыс. автомобилей. На примере марта падение продаж оказалось еще более заметным и составило 7% (40,4 тыс. машин).
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков рассказал «Газете.Ru», что случай «АвтоВАЗа» является особенным в мировой практике автомобильных компаний. «Это ненормальная ситуация, естественно. Но в данном случае прибыль компании не показатель для целей финансового анализа и анализа эффективности. Нужно смотреть на операционную рентабельность компании в сравнении с аналогами», — считает эксперт.
«Такая финансовая помощь, как та, что была предоставлена «АвтоВАЗу», — большая редкость. Беспроцентные займы, как правило, не предоставляются компаниям, имеющим коммерческих частных акционеров, которые, в свою очередь, не имеют доступа к государственному финансированию», — пояснил Рожков.