Этот вопрос — не сугубо бухгалтерский. От сухих, на первый взгляд, цифр и дат зависит, что и по какой цене россияне (и не только) будут есть в течение ближайших месяцев. Один день весной, как известно, год кормит. Деньги срочно нужны на зарплату рабочим, на семена, удобрения, на то, чтобы вывести технику в поле. Поэтому денежные вливания весной крестьянам важны не меньше, а может и больше, чем хорошая погода. «В прошлому году к этой дате (6 апреля — Ред.) было перечислено 20 миллиардов 800 миллионов рублей. А в этом году минсельхоз уже перечислил 44 миллиарда», — подчеркнул Николай Федоров и добавил, что эта сумма относится ко всем статьям, обеспечивающим финансирование весеннего сева.
Что касается так называемых «погектарных» субсидий, которые после вступления России в ВТО заменили нашим аграриям некоторые традиционные меры поддержки на период посевной, то в регионы уже перечислены 65 процентов средств. Хотя этот показатель мог бы быть и больше. «К сожалению, в некоторых регионах не приняли региональные нормативно-правовые акты софинансирования. Есть небрежность в оформлении документов и другое. Федеральное казначейство просто не пропустит такие перечисления», — пояснил Николай Федоров. Если руководство региона неравнодушно к теме сельского хозяйства, особенно во время такой горячей поры, все должно быть в порядке, убежден министр. В пример он привел Алтайский край, где крестьяне почти полностью получили причитающиеся им деньги. «Губернатор занимается каждый день этой темой. Нормативная база готова, заявки оформлены надлежащим образом, деньги получены. Если с документами порядок, я требую, чтобы средства перечислялись в тот же день», — сообщил «РГ» Николай Федоров.
Стоит отметить, что этот разговор состоялся в Чувашии, куда министр прилетел из Ростова. Главная задача сейчас — напрямую контролировать в регионах начало посевной. В Чувашии дела обстоят неплохо. Но есть и минусы — сокращение посевных площадей и плантаций картофеля, которым издавна ставилась республика. В идеале в этом году там могли бы собрать не меньше миллиона тонн клубней, а в ближайшие годы — еще больше. При хорошем раскладе чувашский картофель наряду с конфетами и хмельным напитком мог бы стать одним из продовольственных брендов России, а заодно и вытеснить с части прилавков картошку, выращенную в израильской пустыне или полыхающем революциями Египте. Кстати говоря, не факт, что поставки продовольствия из стран с неспокойной политической обстановкой останутся такими же, как в прошлые годы. Более того, именно напряженная ситуация с продовольствием стала одной из основных проблем внутренних волнений в ряде особо митингующих стран. И проблема цен на еду, а также голода в ближайшие годы будет только обостряться. Учитывая это обстоятельство, Россия могла бы внести в обеспечение продовольственной безопасности серьезный вклад, а заодно и укрепить свою экономику.
Возможно, поэтому в правительстве и минсельхозе не намерены вводить ограничения на экспорт зерна. Хотя Николай Федоров не исключил, что попытки давления на него в этом вопросе были и будут. «Все на словах за земледельца, за хлебороба, а когда вводим эмбарго, мы бьем его по всем местам, и он теряет огромные ресурсы, возможность жить и развиваться. Поэтому вредительства здесь мы не допустим», — заверил министр.
Еще одна обсуждаемая мера защиты крестьян, а конкретно свиноводов — возможное повышение пошлины на импорт живых свиней с 5 до 20 процентов. Стоит напомнить, что ранее, в рамках переговорного процесса по ВТО, эта пошлина была снижена с 40 до 5 процентов. По мнению Николая Федорова, это произошло слишком стремительно, но на исправление ситуации могут уйти месяцы, а, возможно, и более длительные сроки. «Переговорный процесс в рамках ВТО часто идет годами. Это нормально. Но чтобы как можно быстрее поддержать свиноводов, минсельхоз представил в правительство среднесрочную программу поддержки конкурентоспособности производителей свинины до 2016 года. Это дополнительный ресурс к госпрограмме», — рассказал Николай Федоров.
А всего сверх госпрограммы, финансирование по которой на этот год определено в размере 137 миллиардов рублей, регионы должны получить еще 42 миллиарда в связи с удорожанием кормов из-за засухи и тех же последствий ВТО. Это произойдет в течение ближайших семи месяцев и первые средства должны перечисляться на места уже в апреле.