С просьбой о поддержке министерство финансов и экономики Сербии обратилось к России еще в сентябре 2012 года. Изначально речь шла о предоставлении кредита в один миллиард долларов. Триста миллионов республика хотела получить до конца 2012 года и еще 700 миллионов — в 2013-м.
Однако в марте нынешнего года министр финансов и экономики Сербии Младжан Динкич заявил, что сумма, на которую рассчитывает республика, уменьшилась вдвое — до 500 миллионов долларов. Динкич объяснил это тем, что ситуация с бюджетом со времени последних переговоров с Москвой о кредите, улучшилась.
Сербия не первая страна, которая обращалась за финансовой поддержкой к России. В марте нынешнего года такая просьба поступала от кипрских властей. Они надеялись на продление кредита на 2,5 миллиарда евро, взятого пять лет назад, и хотели получить еще пять миллиардов евро. Но договориться об этом с российской стороной не смогли.
Сербия — регион приоритетных интересов России. По товарообороту она для России второй по значению европейский партнер после Германии, комментирует «РГ» завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений Яков Миркин. В Сербии у нашей страны масса проектов в инфраструктурных отраслях, нефтегазовой сфере.
В целом, это очень хорошая точка для экспансии российского бизнеса на Балканы. Поэтому интерес России к финансовой устойчивости Сербии понятен. А эта страна сейчас в сложном положении. Там сохраняется высокий уровень безработицы — больше 25 процентов, и не слишком комфортный уровень инфляции — около 6 процентов по итогам 2012 года. Растет госдолг. За прошлый год он увеличился с 50 до 63 процентов ВВП. В Сербии постоянно дефицитный торговый баланс. В 2012 году — минус 11, 5 процента ВВП. И, ко всему прочему, низкий уровень инвестиций — 18,6 процента ВВП. Экономика при таком уровне быстро расти не может.
«Россия может помочь и делает это. Конечно, можно вспомнить о том, что трехлетний бюджет верстался с учетом нового бюджетного правила, которое поставило исполнение финансового документа в достаточно жесткие рамки, — замечает Миркин. — Но с другой стороны, это правило вводилось для того, чтобы не перегревать расходы. Но оно не является препятствием для роста госрасходов. В том числе тех, которые связаны с кредитованием стран, где у России есть интересы».
Что касается Кипра, то к нему у нас двойственное отношение. С одной стороны, это «родной» оффшор. С другой стороны, часть еврозоны. «Не очень понятно, почему Россия должна платить по ее обязательствам, — говорит Миркин. — Тем более, что Кипр, в отличие от Сербии, не занимался продвижением российских интересов».
Старший научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ Сергей Пухов добавляет, что давать кредит Кипру было бы нецелесообразно с точки зрения возможности возврата этих денег. Перспективы развития экономики этой страны весьма туманные. Впрочем, для России, по его мнению, кредитовать кого-либо в нынешних условиях, когда каждая бюджетная копейка на счету, вообще весьма нелогично. «Но интересы, которые есть у России в Сербии, видимо, важнее», — резюмирует эксперт.
Напомним, ранее, в январе 2013 года министр финансов России Антон Силуанов и его сербский коллега Младжан Динкич договорились об экспортном кредите Сербии на 800 миллионов долларов. Эти деньги республика направит на развитие и модернизацию железнодорожной сети.