Под огонь критики попали цены на услуги «правового и технического характера», как именуют их нотариусы.
По мнению начальника аналитического управления ФАС России Алексея Сушкевича, услуги технико-юридического характера по сути являются дополнительными к нотариальным действиям, определенным законом.
Их объем и плата за них законом в настоящее время не регулируются, однако их доля в совокупном доходе нотариусов составляет порой более 80 процентов.
В Москве, например, нотариальное удостоверение договора купли-продажи или дарения квартиры родственникам стоит 0,3 процента суммы договора, но не менее 300 рублей.
А вот а цена правовой и технической работы по этому же договору составляет 7 тысяч рублей.
В некоторых регионах нотариусы, по его словам, устанавливают одинаковую и обязательную для всех плату за эти услуги на заседании нотариальных палат.
«Это мы рассматриваем как совершенно недопустимое нарушение антимонопольного законодательства», — заявил Алексей Сушкевич в интервью одному из информационных агентств. На самом деле, тема старая: о своем недовольстве существующей системой назначения нотариальных тарифов антимонопольное ведомство говорило еще в прошлом году.
Нотариусы давали подробные пояснения — как публично, так и в официальных письмах — почему они не согласны с претензиями ФАС. Как сейчас выяснилось, вопрос не закрыт. Причем громкое заявление антимонопольного ведомства прозвучало в тот момент, когда заканчивается работа над проектом нового закона о нотариате. ФАС, как сообщил Сушкевич, направил свои предложения по совершенствованию законодательства в минюст. Они касаются не только платежей за нотариальные услуги, но и требований, которые должны предъявляться к частным нотариусам. Прежде чем претендовать на замещение должности частного нотариуса, по мнению представителей ФАС, кандидат должен получить достаточный опыт, поработав государственным нотариусом. И правила допуска в профессию нужно менять.
Также антимонопольное ведомство предлагает расширить государственный нотариат, то есть сделать ровно наоборот, как предполагается реформой. Алексей Сушкевич считает, ценовые проблемы появились как раз из-за того, что госнотариусов катастрофически мало, и люди просто вынуждены платить частным нотариусам. «В Москве государственных нотариусов не осталось вовсе, а частные нотариусы держат высокие цены на так называемые правовые и технические услуги, — заявил он «РГ». — Только в некоторых местах в провинции цены на эти услуги приемлемые. В ряде регионов — явно завышенные. Частные нотариусы в некоторых субъектах Федерации собрались на заседание своих региональных палат и установили одинаковую и обязательную для всех нотариусов плату за дополнительные услуги. ФАС усматривает в этом нарушение антимонопольного законодательства. Несколько территориальных управлений ФАС возбудили дела в отношении нотариальных палат регионов — о картельном сговоре, целью которого является установление цен на услуги правового и технического характера».
В свою очередь Федеральная нотариальная палата России придерживается прежней точки зрения. «Позиция Федеральной антимонопольной службы России по вопросам нотариальной деятельности, сформулированная в виде поправок к законопроекту «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», вызвала, мягко выражаясь, недоумение специалистов, практикующих в сфере права», — заявила корреспонденту «РГ» президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. По ее словам, небюджетный нотариат появился только потому, что государственный не справлялся в условиях рыночной экономики с функцией качественного правового обслуживания. «Низкий уровень финансирования породил существенную нехватку кадров — отсутствие достойной зарплаты привело к большому количеству вакансий нотариусов в регионах страны, — рассказывает Мария Сазонова. — Условия для приема граждан были повсеместно отвратительными, принципы остаточного финансирования говорили сами за себя. Гражданами занимались очереди к нотариусу с 5 часов утра». Нотариат, перейдя в 1993 году на частные рельсы, существенно уменьшил очереди. Но сегодня некоторые чиновники, по словам нотариусов, проявляют короткую память, вновь предлагая вернуться к тому, от чего мы ушли. Что касается нотариальных тарифов, еще в прошлом году министерство юстиции России направило в ФАС письмо, в котором фактически поддержало позицию нотариата. Ее суть в том, что у нотариусов нет и не может быть конкуренции, у них особая миссия, к ним нельзя подходить с той же меркой, что к бизнесменам. Как сообщалось, чтобы окончательно снять все вопросы, представителей ФАС включили в рабочую группу по подготовке закона о нотариате.
«Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Это положение статьи 1 Основ законодательства РФ о нотариате нашло развернутое обоснование в многочисленных актах судебной власти», рассказывают представители юридической науки. Правовые услуги и услуги технического характера входят в содержание профессиональной нотариальной деятельности, их оплата должна иметь фиксированный характер и не может быть разной в идентичных случаях, говорят юристы. Поэтому, по мнению нотариусов, закон о защите конкуренции здесь не применим.
Досье
В Москве удостоверение договора об ипотеке жилого помещения стоит 200 рублей, цена дополнительных услуг — 10 тысяч. Нотариальное удостоверение брачного договора стоит 500 рублей, стоимость дополнительных услуг по этому договору составляет 7 тысяч. В объявлениях, вывешенных в конторах и на сайтах столичных нотариусов, размеры тарифов за правовую и техническую работу на 2013 год утверждены общим собранием нотариусов города Москвы от 12 декабря 2012 г. (Протокол N 01). Размер стоимости этой работы обязателен для всех нотариусов города.