Президент считает, что Россия должна поддержать решения еврогруппы о помощи Кипру. Ранее министр финансов этой республики Михалис Саррис заявлял, что Никосия рассчитывает пролонгировать срок погашения займа на 5 лет (до 2021 года) и снизить ставку с 4,5% до 2–2,5%. По словам министра финансов России Антона Силуанова, снижение ставки означало бы фактически списание 10% кредита. «Это неплохая поддержка для кипрской стороны», — считает министр.
На прошлой неделе Саррис побывал в Москве, но условия реструктуризации кредита не согласовывались. Сначала Кипру необходимо было добиться предоставления финансовой помощи от тройки кредиторов. Пока план спасения страны обсуждался в парламенте Кипра и странах — членах еврозоны, кипрская делегация предлагала Москве купить ряд активов, а также планируемые к выпуску облигации, обеспеченные газовыми месторождениями на шельфе. Российских инвесторов предложения киприотов не заинтересовали.
До сообщения пресс-службы Кремля о поручении президента глава правительства Дмитрий Медведев обсуждал кипрскую проблему на совещании с вице-премьерами.
«Там, по-моему, продолжают грабить награбленное», — сказал Медведев.
Премьер-министр предложил первому вице-премьеру Игорю Шувалову обсудить последствия принятых Кипром решений для международной финансово-валютной системы.
Кипр запросил помощи у стран — членов еврозоны, ЕЦБ и МВФ еще в июне 2012 года. Потребность республики – 17 млрд евро, или примерно один ВВП. Согласования затянулись, и рано утром 16 марта кредиторы и Кипр согласовали условия предоставления помощи в размере 10 млрд евро.
Первоначально кипрское правительство обязалось ввести единовременный сбор с депозитов — 6,75% с суммы до 100 тыс. евро и 9,9% с вкладов выше 100 тыс. евро. Кроме того, Никосия согласилась ввести налог на проценты по вкладам и повысить корпоративный налог с 10% до 12,5%.
Парламент соответствующий законопроект отверг. Путин тогда назвал план правительства Кипра несправедливым, непрофессиональным и опасным.
Впоследствии Никосия выдвигала несколько инициатив, в числе которых увеличение сбора с крупных депозитов и уменьшение – с мелких, введение налога на транзакции, разделение «плохих» и «хороших» банковских активов и другие.
В понедельник Еврогруппа и Кипр согласовали условия предоставления республике 10 млрд евро помощи. Все финансовые учреждения ввели ограничения на выдачу наличных в банкоматах – 100 евро в сутки. На 100 дней введены ограничения на операции по счетам.
Депозиты до 100 тыс. евро облагаться налогом не будут. Такие вклады из Popular Bank (бренд Laiki) будут переведены в Bank of Cyprus, на базе которого будут аккумулированы «хорошие» активы.
Вклады свыше 100 тыс. евро (они не застрахованы согласно правилам ЕС) будут подвергнуты списаниям — вкладчики лишатся 30–40% сбережений. Депозиты будут заморожены, списанные средства будут направляться на рекапитализацию Bank of Cyprus и погашение долгов Laiki.
В Laiki также будут заморожены и средства держателей облигаций, а сам банк впоследствии будет ликвидирован.
Такие жесткие меры позволят не вводить налоги на международные транзакции кипрских банков, пояснили в Еврокомиссии.
Ранее Кипр рассчитывал получить от введения налогов и сборов 5,8 млрд евро, сейчас эта сумма снижена до 4,2 млрд евро.
В Еврокомиссии признают, что перспектива улучшения ситуации на Кипре туманна. «Я уверен, что план будет действовать. Но давайте будем честными. Сейчас мы не можем утверждать, какие будут последствия. Это зависит от уровня реализации и приверженности плану самого Кипра», — сказал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Дурау Баррозу.
Первый вице-премьер России Игорь Шувалов в понедельник заявил, что долговой кризис в еврозоне может усугубиться. «При всех заверениях, которые мы получаем со стороны Еврокомиссии, мы опасаемся, что это может затронуть стабильность евро, стабильность еврозоны и будет иметь определенные нарастающие волны по ухудшению ситуации в целом», — сказал Шувалов.
Русский коммерческий банк, дочерний банк ВТБ на Кипре, убытки которого головная структура оценила в несколько десятков миллионов евро, пострадать не должен, сказал Шувалов. На прошлой неделе российские чиновники сообщали кипрской делегации, что к Русскому коммерческому банку санация применяться не должна. По словам Шувалова, «грязных» денег в этом банке нет. Точные потери российских инвесторов неизвестны, уточнил вице-премьер.
Ранее премьер-министр Медведев признавал, что на Кипре были блокированы счета ряда российских государственных структур.
Количество незаконных денег, выведенных из России через кипрские банки, незначительное, уверен Шувалов. «Что касается вопросов о нахождении российских капиталов на Кипре, то, наверное, эти капиталы следует делить на две части. Первая — это… деньги, которые выведены из экономики России, по которым не были уплачены налоги. Мы считаем, что такая часть средств совершенно незначительная», — сказал вице-премьер.
План реструктуризации кипрской банковской системы может стать новым шаблоном для других стран, заявил глава еврогруппы Йерун Дейсселблум. По его словам, теперь для спасения финансового сектора какой-либо страны еврозоны или ЕС кредиторы могут попросить акционеров и держателей облигаций внести вклад в сохранение стабильности банка. При необходимости эти меры будут применены и к вкладчикам, подчеркнул Дейсселблум.
Кипрский кризис не сказался на нефтетрейдере Gunvor Group, зарегистрированном на Кипре, сообщил швейцарской газете Neue Zurcher Zeitung совладелец компании Геннадий Тимченко. Головной офис Gunvor находится в Женеве. По словам Тимченко, на счетах компании на Кипре находится немного денег – несколько тысяч евро. Бизнесмен также выразил мнение, что в Швейцарии списание с депозитов, на которое согласилось правительство Кипра, было бы невозможным.