До 20 марта компания должна снести около 2000 рекламных конструкций из-за нарушения ГОСТа. В срыве сроков могут обвинить городской департамент рекламы из-за несвоевременной подачи исков в суд, следует из письма Генпрокуратуры, уже внесшей представление в адрес главы ведомства Владимира Черникова. Новые предписания по сносу щитов Russ Outdoor в Москве возникли спустя несколько месяцев после вхождения в капитал компании иностранного акционера — JCDecaux.
Объединение административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ) выдало предписание компаниям Russ Outdoor и «Река и солнце» демонтировать 2167 рекламных конструкций в Москве, говорится в письменном ответе генеральной прокуратуры депутату Госдумы Михаилу Емельянову, по запросу которого проводилась прокурорская проверка (документ имеется в распоряжении «Газеты.Ru» и подписан первым заместителем генпрокурора Александром Буксманом).
Демонтировать конструкции компаниям необходимо в предельно короткие сроки: до 20 марта, указано в документе, датированном 6 марта 2013 года.
Всего у департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы заключено 3565 договоров с Russ Outdoor, с ООО «Река и солнце» — 237, говорится в документе. Соответственно, основная часть щитов, на демонтаже которых настаивает ОАТИ, — это конструкции Russ Outdoor.
Прокуратура проводила проверку по факту исполнения госстандарта (ГОСТ) «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», в который были внесены изменения в 2009 году.
Согласно принятым поправкам запрещается размещать наружную рекламу в пределах транспортных развязок. Также прокуратура проверяла исполнение постановления правительства Москвы, согласно которому в городе запрещается размещать перетяжки, рекламу на фасадах зданий, а также размещать рекламу на строительных ограждениях.
В октябре 2012 года пленум Высшего арбитражного суда постановил, что принять решение о демонтаже наружной рекламы может только суд, таким образом, для того чтобы демонтировать любую конструкцию, департаменту необходимо обратиться в суд и оператор наружной рекламы будет демонтировать конструкцию после соответствующего решения суда. Эта мера действует даже в случае, если конструкция установлена незаконно или на нее истек срок договора.
Прокуратура упрекает московский департамент, считая, что ведомство Владимира Черникова несвоевременно подает иски в суд с требованием демонтировать незаконные рекламные конструкции и принимает недостаточно эффективные меры для их демонтажа. Руководителю департамента 15 февраля внесено представление, указано в материалах прокуратуры за подписью Буксмана.
«Все конструкции, которые стоят незаконно, мы будем демонтировать, а те конструкции, у которых есть все согласования, в том числе и у ГИБДД, нет повода обсуждать», — ответил представитель московского департамента СМИ и рекламы Владимир Яковлев, добавив, что они пока изучают предоставленные им прокуратурой документы.
Существующий ГОСТ служит мерой давления на бизнес и не способствует созданию цивилизованного рынка — его необходимо перерабатывать, считает управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев.
«С момента принятия ГОСТа в 2005 году с предписаниями о демонтажах, основанными на его положениях, периодически сталкиваются все игроки рынка во всех регионах. Сейчас ГОСТ, который был разработан без участия экспертов отрасли и основывался на устаревших нормах, по сути, запрещая до 90% существующих конструкций, вступает в противоречие не только с законом «О рекламе», но и с принимаемыми во многих городах правилами размещения конструкций наружной рекламы, — говорит он. — Ввиду предстоящих массовых торгов ситуация становится критической. Мы неоднократно подчеркивали, что ГОСТ необходимо кардинально перерабатывать, так как сейчас он не только служит поводом для давления на бизнес и спекуляций, но и практически сводит на нет все попытки перейти к цивилизованному развитию рекламного рынка».
Ранее в интервью «Газете.Ru» Ткачев называл ГОСТ «устаревшим и лоббистским».
Снос щитов согласно предписанию ОАТИ может оказать существенное влияние на бизнес крупнейшего оператора наружной рекламы России.
Выручка Russ Outdoor за 2012 год составила около $345 млн. У компании более 20% российского рынка (около 40 000 рекламных поверхностей в 80 городах, оценки «Эспар-аналитик»), основным источником доходов остается размещение рекламы в Москве.
Для Russ Outdoor предписанные под снос щиты в Москве — это более половины всех конструкций в городе, уточняет Андрей Березкин из «Эспар-аналитик». Демонтировать их в такие короткие сроки нереально — ни у одной компании нет таких технических возможностей говорит эксперт.
«У большинства (95%) операторов наружной рекламы летом 2013 года заканчиваются сроки договоров, и необходимо проводить новые аукционы, в принципе, предписание совпадает с этим процессов. Но очень странно, что претензии предъявляют только к компании Russ Outdoor», — сетует он.
«ГОСТ очень жесткий, и фактически, ни одна конструкция, установленная в Москве, не подходит под него: если бы реально проверялись все конструкции, то их бы все постановили бы демонтировать», — соглашается отраслевой эксперт, пожелавший сохранить анонимность. По оценкам участника московского рынка наружной рекламы, 2100 конструкций генерируют около $50 млн в год.
Новые предписания по сносу щитов Russ Outdoor в Москве возникли спустя несколько месяцев после закрытия сделки по вхождению в капитал российского оператора наружной рекламы иностранного акционера.
В 2013 году компания объявила о закрытии сделки по продаже 25% акций крупнейшему мировому оператору наружной рекламы JCDecaux. Совладельцем Russ Outdoor также выступает «ВТБ Капитал». Представитель инвестиционного подразделения госбанка ВТБ отказался от комментариев.