Выявлено, что с 2010 года по первую половину 2012-го выпадающие доходы по этому платежу из-за применения преференций составили более 1 трлн рублей. Это 17,8 процента от полученной в консолидированный бюджет суммы налога.
Такая большая цифра связана с тем, что в Налоговом законодательстве отсутствует четкие критерии разграничения налоговых льгот и преференций, а также недостаточно строго оценивается правомерность использования льгот. Это мешает налоговым органам выявлять случаи намеренного занижения сумм налогов к уплате в бюджет. Из 128 преференций, предусматривающих снижение нагрузки по налогу на прибыль, 117 преференций или более 91 процента носят стимулирующих характер, и контроль результативности их применения не предусмотрен.
Возможность создания с 1 января 2012 года консолидированных групп налогоплательщиков также способствует снижению поступлений в бюджет налога на прибыль организаций. В 2012 году налоговая служба сообщала о создании 12 таких групп, в начале 2013 года было подписано еще четыре соглашения о создании групп консолидированных налогоплательщиков.
«В России достаточно много социальных и технологически оправданных льгот по налогу на прибыль: например, ставка 0% для медицинских и образовательных учреждений, олимпийских объектов в Сочи, резидентов Сколково и т. п. С этих проектов никогда в бюджет и не поступало существенных налогов. Но доля выпадающих доходов по отношению к общей сумме поступлений в консолидированный бюджет выглядит весьма значительной. Поэтому результатом исследования наверняка станет сокращение налоговых льгот и введение более строгого порядка их применения налогоплательщиками», — считает Сергей Литвиненко, адвокат компании «Налоговик»