По сравнению с результатами предыдущего года показатель вырос на 283 млрд рублей — почти на треть.
Ситуация осложняется фактическим отсутствием ненефтегазовых допдоходов. «В 2013 году идет напряженное исполнение планов. Обычно в весеннюю сессию мы получаем дополнительные доходы, распределяем их, потом в осеннюю сессию работы Госдумы тоже есть допдоходы… А в этом году есть опасения, что таких допдоходов может не быть, потому что планы очень напряжены», — сказал министр финансов Антон Силуанов на коллегии, добавив, что вопрос собираемости и администрирования налогов крайне важен.
Министерство финансов еще в прошлом году обращало внимание на снижение поступлений по НДС. В ноябре Минфин отмечал, что вычеты по НДС растут, в частности, из-за роста доли налога, предъявленного к вычету по ввозимым и экспортным товарам. Также увеличение объема вычетов министерство объясняло ростом прогнозного курса доллара к рублю.
В среду Мишустин уточнил, что рост налоговых вычетов связан с крупными инвестпроектами нефтегазового сектора, на который пришлось около половины общей суммы вычетов за год. Возврат налога в газовой индустрии составил 299 млрд рублей. Годом ранее сумма возврата была на 85 млрд рублей меньше. Нефтяная отрасль вернула НДС на 181 млрд рублей.
Для сравнения, в сфере транспорта — с учетом проектов Всемирной летней универсиады в Казани, саммита АТЭС и олимпийских строек в Сочи — вычеты по НДС составили 97 млрд рублей.
По словам Мишустина, вычеты в газовой отрасли связаны с проектами Заполярного и Уренгойского месторождений, которые разрабатывают «дочки» «Газпрома».
«Вычеты по НДС суммируются за все время инвестиций в проект, — поясняет аналитик UBS Константин Черепанов. – После запуска месторождения компания имеет право обратиться к государству за возмещением НДС, исходя из затрат на проект (включая капитальные затраты)». Учитывая масштаб указанных проектов (месторождения считаются одними из крупнейших: запасы Заполярного – около 3 трлн кубометров, Уренгойского – 1 трлн кубов), Черепанов считает 299 млрд рублей адекватной цифрой.
Вычеты по НДС в нефтяном секторе также связаны с крупными месторождениями – с какими, Мишустин не уточнил.
Андрей Полищук из Райффайзенбанка говорит, что наиболее крупными проектами в нефтяном секторе в 2012 году были Ванкор «Роснефти», Верхнечонское месторождение, где «Роснефть» работает с ТНК-ВР, и Талаканское месторождение «Сургутнефтегаза». «Сумма вычетов велика, но не сравнима с общими налоговыми выплатами в нефтяном секторе, — говорит аналитик. – Например, в 2011 году крупнейшие российские компании («Роснефть», «ЛУКойл», ТНК-ВР, «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз») выплатили налогов на общую сумму в $172 млрд ( около 5,16 трлн рублей). Налоговое бремя по-прежнему сильно давит на нефтяников».
Вычеты по НДС, по словам экспертов, не являются потерями для бюджета. «Право на вычет по НДС имеет любой плательщик налога на добавленную стоимость, приобретающий что-то для своей коммерческой деятельности, — рассказывает старший партнер «Пепеляев групп» Рустем Ахметшин. – Чем крупнее бизнес, тем больше вычеты». По словам юриста, как таковыми потерями бюджета вычеты не являются, так как эти средства государство уже получило в качестве НДС от поставщиков и подрядчиков налогоплательщика, — скорее это «недополученные доходы» бюджета. Но и они обычно впоследствии компенсируются налогоплательщиком, когда он начинает сам что-то продавать, начисляя и уплачивая НДС в бюджет.
«Впрочем в экономике отсрочка платежа играет важную роль: фактически это цена банковского кредита», – отмечает Ахметшин.