19 февраля были приняты решения по делам «Роман Зуев против России» и «Василий Васильев против России» — по жалобам двух жителей Владимира, получивших 10 апреля 2006 года по пять лет по приговору Фрунзенского райсуда Владимира за изнасилование

Они жаловались, что в период предварительного заключения условия содержания были неприемлемы, и все их жалобы, в том числе и в суды, не имели эффекта.

Российские власти заявили, что Зуев и Васильев не исчерпали возможности правовой защиты внутри страны, например, могли жаловаться администрации СИЗО. Но ЕСПЧ ответил, что этот аргумент уже многократно был признан несостоятельным — жалоба в адрес администрации СИЗО на ее собственные действия не может быть сочтена эффективным средством правовой защиты.

ЕСПЧ нашел в делах Зуева и Васильева и нарушение ч.1 ст.5 Конвенции (лишение свободы только на законных основаниях) — в январе 2005 года они содержались в СИЗО без законных к тому оснований. Срок предварительного заключения, назначенный судом, истек 12 января, а следующее решение о продлении ареста было вынесено лишь 25 января. Правительство ссылалось на свое право держать Зуева в СИЗО в ожидании начала процесса, но ЕСПЧ парировал: этот аргумент также уже много раз признан несостоятельным.

Ч.2 ст.5 Конвенции требует, чтобы каждому арестованному незамедлительно сообщались причины ареста и предъявляемое обвинение. Зуев бы арестован в 22.00, но суть обвинения ему стала известна лишь на следующий день, во время допроса, начавшегося через 14 часов после задержания. Суд указал, что закон не требует разъяснять все подробности обвинения в самый момент ареста, но держать арестованного в неведении в течение столь длительного срока неприемлемо. Таким образом, вышеуказанная статья Конвенции была нарушена. В отношении Васильева решение ЕСПЧ было иным — он также был арестован вечером, но его допрос начался в 9.35 утра, в начале рабочего дня, поэтому суд не усмотрел факта несвоевременного информирования задержанного о сути предъявляемых ему обвинений.

Зуев и Васильев требовали компенсации нематериального ущерба в размере 25 000 евро, правительство возражало, что истцы не представили доказательств обоснованности своих требований. Суд отметил, что в таких случаях нельзя требовать «справку о страданиях», и присудил Зуеву 7 500 евро компенсации и еще 5 000 возмещения расходов на процесс, а Васильеву — 6 500 евро компенсации и 5 000 возмещения расходов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *