Бизнес переориентируется с Египта на Европу: спрос на египетском направлении постепенно восстанавливается, но остается нестабильным. Год «арабской весны» стоил египетской туристической индустрии $4 млрд.
Российское подразделение корпорации TUI Russia & СIS в первом квартале финансового года, который закончился 31 декабря 2012 года, получило операционный убыток в 4 млн фунтов. Аналогичный период 2011 года закрылся более масштабным убытком — на уровне 9 млн фунтов, говорится в отчетности глобальной TUI Travel.
На многих направлениях увеличился турпоток, в том числе и на европейских, на которых компания планирует в дальнейшем сфокусироваться, говорит директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS Ивор Вукелик.
«Хорошие показатели обеспечены увеличением прибыльности по всем туристическим направлениям, включая Египет. Но лучшую динамику показала Европа, на которой мы продолжим фокусироваться в дальнейшем, — говорит он. — Позитивная динамика обеспечена нашим подходом к бизнесу в целом, пониманием всех процессов и адаптированием мировых практик TUI к российскому рынку».
Компания TUI Russia & CIS была создана как совместное предприятие TUI Travel PLC и S-Group Capital Management, принадлежащей Алексею Мордашову, 15 апреля 2009 года на базе туристических компаний VKO Group, Mostravel и «Вояж Киев». В TUI Travel довольны тем, как развивается их российский бизнес: сейчас в России работает более 500 агентств под брендом TUI. Услугами компании воспользовались около 480 тыс. человек. TUI Russia & CIS работает на 20 направлениях. Весной 2012 года TUI вывела на российский рынок авиакомпанию под собственным брендом, созданную на основе «Когалымавиа» (Kolavia), впоследствии авиакомпанию переименовали в Metrojet.
Сократить убытки удалось за счет брендированной дистрибуции (сейчас в России более 500 турагентств TUI) и выстраивания отношений с независимыми агентствами и крупными сетями, такими как «Горячие туры», ТБГ, МГП, «Чиптрип» и другими, говорит Вукелик.
Он уточняет, что в отрасли был демпинг, «но несильный, так как туроператоры начали понимать, что прибыльность важнее объемов».
Выручка TUI в глобальном масштабе сократилась до 2,72 млрд с 2,8 млрд фунтов за аналогичный период прошлого года, валовая прибыль выросла до 144 млн с 140 млн фунтов, операционный убыток увеличился до 149 млн с 131 млн фунтов.
Проблемой остается Египет, признает Вукелик. «На протяжении последних шести месяцев мы наблюдаем в целом хорошие результаты продаж туров в Египет, но эти показатели нестабильны и зависят от изменений ситуации в стране», — говорит он. После «арабской весны» многие крупные туристические компании сильно пострадали: из-за политических волнений сильно сократился турпоток в арабские страны, в том числе и в Египет, причем именно в пиковые сезоны. По подсчетам TUI, за первое полугодие 2010—2011 финансового года (закончился 31 марта) из-за волнений в Египте и Тунисе компания потеряла 33 млн евро (общий убыток — 351 млн евро).
Турпоток российских граждан в Египет значительно сократился с 2011 года, при этом в 2012 году, после улучшения политической ситуации, российские туристы начали возвращаться в Египет. За первое полугодие 2012 года, по данным ассоциации российских туроператоров, число поездок в страну увеличилось на 100,8%, до 404,8 тыс., в то время как в 2011 году за тот же период в Египет выехало всего 201,6 тыс. российских граждан (тогда страна была четвертым по популярности направлением).
В Египте доходы от туризма составляют 20% всего бюджета. В 2010 году они составляли $14 млрд, в 2011-м – $10 млрд, говорит губернатор региона Южный Синай Халид Фодах. «Если бы не волнения, которые начались в конце прошлого года, мы смогли бы вернуться к докризисным показателям», — говорит он.
При этом волнения происходят только в крупных городах Египта и не затрагивают побережье, где сосредоточены основные курортные центры, уверяет Фодах. «За весь период волнений в курортных зонах не было ни одного политического конфликта. Кроме того, мы выделяем значительное количество средств на обеспечение безопасности туристов», — уверяет губернатор.
Снижение убытков в российском подразделении TUI Майя Ломидзе из АТОР связывает с динамичной стратегией компании. «Они не ориентируются на убыточные направления, и, если видят, что направление не приносит дохода, они отказываются от него, теряя какие-то деньги, — говорит она. — Думаю, что в дальнейшем у них будет позитивная динамика». Среди прибыльных направлений для TUI Ломидзе называет Европу, уточняя, что в Египте TUI присутствует, но не концентрируется на этом направлении.