Компании избежали оборотных штрафов, устранив нарушения. Реорганизация работы сервисов продолжится. В Роскомнадзоре планируют обсудить с операторами создание двух лицевых счетов на каждого абонента — один для связи, другой для дополнительных услуг. Предложение ведомства усложнит для абонентов процесс пользования услугами, настаивают участники рынка.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) закрыла дело о коротких номерах, возбужденное в отношении операторов «большой тройки» МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона».
Дело против «большой тройки» завело УФАС по Санкт-Петербургу весной прошлого года. В конце октября оно было передано в федеральное ведомство.
В ФАС поступали жалобы от абонентов, согласно которым операторы списывали деньги с их счетов за услуги, на которые они не подписывались.
Операторы объясняли недовольство пользователей тем, что оказание некоторых услуг может быть включено в абонентский договор. Но в ФАС настаивали, что такая практика противоречит закону «О защите конкуренции», который запрещает навязывание клиентам любых услуг.
В итоге дело закрыто после устранения нарушений, отчиталась ФАС.
«МТС и «Вымпелком» полностью выполнили наши предписания и вовремя устранили нарушения. Дело в отношении компании «Мегафон» было закрыто после того, как проверка не выявила нарушений у этого оператора, — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. — В случае повторных нарушений дела будут возобновлены. Пользователи также смогут напрямую обращаться в ФАС по подобным спорам».
«Вымпелком» обеспечил предоставление услуг только с согласия абонента и контроль за наличием такого согласия, также мы утвердили порядок оказания информационно-справочных и развлекательных услуг, заметили в пресс-службе компании.
«В дополнение к уже существующим мерам по блокировке незаконных контент-подписок через интернет мы полностью перевели под свой контроль заказ подписок по коротким номерам, установив единый номер МТС. Сервис дает пользователям исчерпывающую информацию о контент-услугах, их стоимости и формате,» —- добавили в МТС.
С незаконным списанием средств со счетов пользователей в «Мегафоне» планируют бороться с помощью проекта «Безопасное общение». «Большую роль в борьбе с действиями злоумышленников играет информирование абонентов о возможной опасности. В прошлом году специалисты компании обработали более 100 тысяч обращений о фактах мобильного мошенничества, аннулировали около 900 идентификаторов на коротких номерах и заблокировали возможность использования коротких номеров на более чем 600 интернет-ресурсах», — подсчитали в «Мегафоне».
Закрытие дела позволило «тройке» избежать оборотных штрафов. В случае причастности операторам пришлось бы заплатить 1—1,5% выручки от сервисов, предоставленных без разрешения абонентов за весь период нарушения.
За третий квартал доходы «тройки» от дополнительных услуг составили 57,8 млрд рублей, оценили в AC&M. Из них на долю передачи контента пришлось 15,55 млрд рублей. МТС занимают 32,8% рынка, у «Мегафона» 32,5, «Вымпелком» в России занимает 27,7% рынка дополнительных услуг.
В конце декабря представитель Роскомнадзора Владимир Пиков рассказал «Газете.Ru» о намерении ведомства обязать мобильных операторов подключать дополнительные услуги только при наличии письменного заявления абонента. «Планируется выработать новый механизм, позволяющий повысить качество услуг, а также предотвратить мошенничество с подключением различных сервисов без ведома абонентов», — говорил он.
Планировалось, что за любую подключенную без ведома абонента дополнительную услугу, оператор должен был возместить клиенту убытки. Обсуждение схемы расчета планировалось начать в декабре 2012 года.
Но в ходе обсуждения операторы предоставили «довольно резкие доводы», и Роскомнадзор отказался от своей идеи. «Среди аргументов возня с бумагами и несовершенство механизма личного кабинета. Есть риск взлома», — объясняет Пиков.
Теперь на обсуждение операторов вынесено предложение о создании двух лицевых счетов на каждого абонента. Предполагается, что один из них будет предназначен для оплаты только связи, второй — при внесении наличных пользователем для оплаты услуг. Дата обсуждения пока не определена.
В «Вымпелкоме» считают, что предложение ведомства серьезно усложнит для абонентов процесс пользования допуслугами. «При этом операторы уже закончили внедрение мер согласно предупреждению ФАС», — отмечают в компании.
«Важно понимать, что контент-сервисы сегодня — это не только развлечения, многие услуги играют социально важную роль, например, позволяют гражданам отправить жалобу президенту по СМС, оплачивать парковки, получить доступ к расписанию транспорта, участвовать в благотворительных проектах, в т. ч. переводить средства на счета благотворительных фондов, — отмечают в МТС. По мнению представителей оператора, законодательство в этой сфере должно обеспечивать свободный и удобный доступ пользователей ко всем телеком-услугам. «Уже действующие законодательные требования к контент-сервисам и операторам, а также недавние предписания ФАС позволяют обеспечить оптимальный баланс между безопасным доступом к контенту и развитием социально-полезных сервисов», — констатирует оператор.
В «Мегафоне» пока не готовы комментировать инициативу Роскомнадзора.