В 1992 году был принят первый закон о банкротстве. Поскольку на тот момент опыт ведения бизнеса был не велик, а для развития предпринимательской деятельности требовались комфортные условия, закон сделали максимально слабо защищающим интересы кредиторов.
Второй закон о банкротстве приняли в 1998 году. На рассмотрение заявления о банкротстве выделялось 10 дней, руководство предприятия практически сразу лишалось полномочий. В результате — в тот период банкротство стало важнейшим инструментом рейдера.
Действующий сейчас закон был принят в 2002 году. В этом законе законодатели попытались учесть ошибки предыдущих, соблюсти баланс интересов должников и кредиторов. И пытаются сделать это по сей день – за время существования Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» было принято около восьмидесяти законов, вносящих в него поправки.
Вот только баланс интересов должников и кредиторов смещается в сильной зависимости от экономической ситуации. В последние несколько лет — активно в пользу кредиторов. Более того, в основном, в пользу одного кредитора – ФНС. Достаточно вспомнить некоторые поправки, внесенные в 2015 — 2016 годах, в соответствии с которыми:
• должник при подаче заявления на «самобанкротство» потерял право выбирать арбитражного управляющего;
• введена презумпция вины руководителя (что приводит к субсидиарной ответственности) в случае, если больше 50% требований в реестре кредиторов у ФНС;
• для некоторых требований (по сути, опять в основном для ФНС) срок включения в реестр кредиторов увеличен с двух до восьми месяцев.
И вот, буквально перед новогодними праздниками Президент подписал Федеральный Закон № 488-ФЗ от 28.12.2016 года.
Что же изменилось?
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности без банкротства, после исключения компании из ЕГРЮЛ.
До поправок судебная практика (за редким исключением) говорила о том, что субсидиарная ответственность без банкротства не возможна. Теперь в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены положения, позволяющие привлекать директора и участников к субсидиарной ответственности после исключения общества из ЕГРЮЛ, если неоплата долгов обусловлена недобросовестностью или неразумностью вышеуказанных лиц.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности, если банкротство невозможно из-за отсутствия денег на это банкротство.
Раньше подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц можно было только в ходе конкурсного производства. Поправки позволят делать это в тех случаях, когда заявление о банкротстве было возвращено или процедура банкротства была прекращена вследствие отсутствия средств на финансирование банкротства.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности в течение трех лет после завершения конкурсного производства.
Закон о банкротстве говорил, что долги, не погашенные в процедурах банкротства, после завершения процедур считаются погашенными. Кроме того, существовавшие нормы не позволяли кредиторам подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.
Новые нормы позволяют подавать заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в течение трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если кредитор узнал о наличии соответствующего оснований после завершения конкурсного производства.
Как быть?
Конечно, хотелось бы дать универсальный совет – не нарушать законодательство и не причинять убытков кредиторам. Но в существующих реалиях это не всегда возможно.
На мой взгляд, для успешного избавления от обремененного долгами юридического лица без негативных последствий необходимо соблюдение ряда условий:
1. Грамотное управление налоговыми обязательствами. Наверное, пора перестать уже бросать сотни миллионов на ООО «Василек» за товарно-материальные ценности, которых никто не видел.
2. Продуманные «предбанкротные» мероприятия. Предприниматели должны понимать, что те времена, когда можно было оформить продажу активов на ООО с похожим названием и таким же юрадресом, перевести туда же сотрудников и контракты, а потом бросить проблемное предприятие – безвозвратно прошли.
3. Квалифицированное (грамотное, профессиональное, не шаблонное) проведение процедур банкротства.
После принятия закона появился ряд статей, утверждающих, что любой ликвидированной компании могут быть доначислены налоги, которые могут быть «перевешены» на ее руководителя и учредителя. По нашему мнению, далеко не для каждого директора не каждой компании найдутся соответствующие основания.
И несколько практических советов.
Закон говорит, что после закрытия компании можно предъявить претензии, если:
1. Компания исключена из ЕГРЮЛ в административном порядке, решением налогового органа.
Соответственно, не нужно до этого доводить.
2. Кредитор узнал о наличии оснований для субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства
Значит, нужно сделать так, чтобы кредитор узнал об этом в ходе конкурсного производства.
3. Если заявление было возвращено или производство прекращено из-за отсутствия финансирования.
В этом случае — нужно найти финансирование.