Ликвидация юридического лица

Ликвидация организации означает прекращение ее существования, о чём в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц делается соответствующая запись. В практическом праве выделяют 3 типа ликвидации:

выбор

Добровольная
Альтернативная ликвидация
Банкротство

Добровольная ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица (организации) возможна на основании:

  • решения о добровольной ликвидации, принятое учредителями (участниками) организации или учредительным органом – добровольно в случае нецелесообразности дальнейшего ведения деятельности (например, если бизнес перестал быть рентабельным);
  • истечение срока, прописанного в Уставе организации, на которое она создавалась, а также достижение цели создания организации.
Плюсы Минусы
1.      Юридическое лицо прекращает свое существование с внесением сведений в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц.
2.      Отсутствуют проблемы, связанные с появлением долгов задними числами.
3.      Для компаний у которых отсутствуют долги наиболее правильная схема ликвидации.
Долгая и сложная процедура.

 Порядок

В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации, нужно представить в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица (организации) Уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001. К нему прилагается решение о ликвидации.

Кроме того, Уведомление о ликвидации по форме № Р15001 представляется в связи с формированием ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора), а также в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса.

Документы на ликвидацию можно представить в налоговый орган лично заявителю, представителю по доверенности, направить по почте или через Интернет.

После получения Уведомления о ликвидации налоговая инспекция выдает (направляет) расписку.

Ликвидационная комиссия обязана опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами.

Ликвидационная комиссия должна подготовить следующий пакет документов:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией форма № Р16001);

При ликвидации юридического лица заявителями могут являться руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий.

  • ликвидационный баланс;

Ликвидационный баланс должен быть утвержден учредителями, участниками.

  • квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. Сформировать квитанцию можно с помощью сервиса «Уплата госпошлины»;
  • документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда.

Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, не обязателен. Если заявитель не представит этот документ, нужную информацию территориальный орган Пенсионного фонда направит налоговому органу в электронном виде в рамках межведомственного обмена.

Перечень сведений, предоставляемых в территориальный орган Пенсионного фонда, определен подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Документы могут быть поданы в налоговую инспекцию любым удобным для вас способом:

  • лично руководителем ликвидационной комиссии;
  • через представителя по доверенности;
  • по почте с объявленной ценностью и описью вложения;
  • в электронном виде с помощью сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию». При формировании электронного пакета образы документов должны быть отсканированы с учетом определенных технических требований и заверены вашей электронной цифровой подписью (ЭП), либо нотариуса.

Ключ электронной подписи должен быть действителен на момент подписания электронного документа и на день направления документов в налоговый орган.

Электронные документы упаковываются в транспортный контейнер с описью вложения.

Налоговая инспекция их принимает и выдает (направляет) расписку в получении.

Теперь остается дождаться дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

На 6-й рабочий день после подачи документов заявитель лично или через представителя по доверенности может получить документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица:

  • лист записи ЕГРЮЛ.

В случае отказа в государственной регистрации организация получает документ, в котором изложена причина отказа.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  1. Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидатора участниками.
  2. В течение 3 дней — уведомление налоговой о принятом решении о ликвидации; о назначении ликвидатора; подача в налоговую, в которой ЮЛ стоит на учете сообщения о принятии решения о ликвидации.
  3. Получение документов из налоговой;
  4. Заказ и публикация в Вестнике государственной регистрации сообщения о ликвидации, получение копии публикации;
  5. Письменное уведомление известных обществу кредиторов о ликвидации;
  6. Прием требований кредиторов в течении 2-х месяцев с момента публикации сообщения в Вестнике
  7. По истечении 2-х месяцев с момента публикации сообщения в Вестнике — подготовка промежуточного ликвидационного баланса; принятие решения участниками об его утверждении ПЛБ.
  8. Подготовка и подача в налоговую уведомления о составлении ПЛБ в течении 3-х дней после его утверждения;
  9. Получение документов из налоговой;
  10. Расчеты с кредиторами, предъявившими свои требования; полное погашение задолженностей перед бюджетом и внебюджетными фондами.
  11. Получение справки об отсутствии задолженности по налогам в налоговой;
  12. Получение справки о предоставлении сведений в Пенсионном фонде;
  13. После завершения всех расчетов, подготовка и утверждение ликвидационного баланса участниками (соответствующим решением);
  14. Оплата госпошлины; подача в налоговую заявления о государственной регистрации ликвидации с ЛБ, Справками, ГП, и решением об утв. ЛБ.
  15. Получение документов из налоговой;
  16. Передача документов по личному составу в госархив;
  17. Уничтожение оставшихся документов

 Альтернативная ликвидация

 а) Смена участников и ЕИО (Генерального директора)

Плюсы Минусы
1.      Простой и быстрый способ.
2.      Происходит смена ответственных лиц, их права и обязанности переходят к новым собственникам.
3.      Низкая стоимость и короткие сроки.(от 15 рабочих дней).
1.      Юридическое лицо продолжает существование.
2.      Возможно появление новых долгов которые вам не известны и последующая ответственность учредителя и генерального директора.

 б) Реорганизация путем присоединения к другой организации

Плюсы Минусы
1.      Все права и обязательства перед кредиторами переходят к правопреемнику.
2.      Реорганизация через присоединение возможна даже при наличии обязательств перед государственными и кредитными учреждениями
3.      Кредиторы не могут препятствовать процессу реорганизации.
Есть риск оспаривания сделки Инспекцией Федеральной Налоговой Службы.

 Банкротство

 Банкротство — признанная уполномоченным государственным органом неспособность организации, (должника) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. В Российской Федерации решение о признании должника банкротом уполномочен принимать арбитражный суд.

Плюсы Минусы
Единственный законный способ ликвидации организации с долгами, неоплаченные долги будут списаны. 1. Сложность и длительность процедуры.
2. Большие финансовые затраты на проведение этой процедуры.
3. Возможность привлечения учредителя и генерального директора к солидарной ответственности.
4. При наличии признаков преднамеренного банкротства возможно привлечение генерального директора и учредителей к уголовной ответственности.

ДокументыДокументы, необходимые для ликвидации юридического лица

 

  1. Свидетельство о государственной регистрации организации
  2. Свидетельство ИНН;
  3. Устав;
  4. Выписка из Единого Государственного Реестра Юридических Лиц;
  5. Выписка из реестра акционеров (для АО);
  6. Финансово-бухгалтерская отчетность;
  7. Извещения из УПФР и ФСС;
  8. Уведомление из Госкомстата;
  9. Свидетельства ИНН и паспорта учредителей (участников) и членов органов управления организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *