Как отмечается в релизе ФССП, укоренившееся в обществе мнение о том, что в России исполняется значительно менее половины всех судебных решений, связано с особенностями годичной отчетности, публикуемой как Верховным судом РФ, так и ФССП России. При этом не учитываются особенности процесса исполнения, в частности то, что он, как правило, отодвинут по времени от принятия судебного решения и может по объективным причинам либо по указанию самого суда продолжаться несколько лет.
Ежегодная статистика ФССП России соотносит количество фактически оконченных исполнительных производств за конкретный год с общим количеством производств, находившихся на исполнении в этом же периоде. В 2013 году это соотношение составило 33 %. Эта цифра была растиражирована средствами массовой информации и расценена как процент исполнения судебных решений. При этом не принималось во внимание, что на исполнении у судебных приставов одновременно находятся производства нескольких лет.
В течение 2013 года на исполнении в ФССП России находилось 25,4 млн исполнительных документов судов общей юрисдикции, что составляет почти 46 % от общего количества находившихся на исполнении исполнительных производств (55,7 млн). Из них в 2013 году впервые возбуждено 11,4 млн, а окончено в связи с фактическим исполнением 7,5 млн, т.е. 65 % по отношению к возбужденным.
Помимо этого отменены по различным основаниям постановления о возбуждении 256 000 исполнительных производств, в том числе 108 000 в связи с оплатой наложенных штрафов до возбуждения исполнительных производств. Почти 1,5 млн производств в 2013 году не могли быть окончены в связи с длительным характером исполнения (удержания средств из заработной платы и др.).
В целом за последние пять лет на принудительном исполнении находилось 79,3 млн исполнительных документов, выданных судами. За этот же период в связи с фактическим исполнением окончено свыше 47,5 млн. исполнительных производств данной категории (60 %).
Как отмечают в ФССП, если в ближайшее время службе удастся решить проблему стабилизации кадрового состава судебных приставов-исполнителей, то уровень эффективности принудительного исполнения может быть доведен до 70–80 % и, помимо этого, существенно сокращены его сроки.
На ежегодном совещании судей были озвучены данные о том, что в 2013 году судебные приставы взыскали лишь 14 % штрафов, вынесенных судами в минувшем году. ФССП России считает подобные подсчеты преждевременными, поскольку работа по взысканию таких штрафов только начинается, а часть исполнительных документов данной категории еще даже не предъявлена на принудительное исполнение ввиду неистечения срока добровольной оплаты штрафов, вынесенных в четвертом квартале минувшего года.
С учетом принятых в апреле 2011 года изменений административного законодательства, увеличивших срок принудительного взыскания административного штрафа до двух лет, реальные результаты деятельности по взысканию штрафов, назначенных в 2013 году, можно будет подводить не ранее второго квартала 2016 года.
К настоящему времени ФССП подведены итоги по взысканию административных штрафов, наложенных судами и принятых на принудительное исполнение в 2011 году. Из возбужденных 1,064 млн исполнительных производств окончено в связи с фактическим исполнением свыше 647 000 (59 %).
Трудность либо невозможность взыскания в рамках данных производств, подчеркивают в ФССП, связана с рядом причин, в том числе с уклонением должников от исполнения административного наказания, отсутствием у них доходов либо имущества, на которое может быть обращено взыскание, наличием у них других, первоочередных взысканий (алименты, вред здоровью, ущерб от преступления), а также тем, что значительная доля должников ведет асоциальный образ жизни, зачастую не только не имеют доходов, но и постоянного места жительства.
Что касается должников-юридических лиц, то проблемы взыскания с них долгов по административным штрафам связаны с фактическим прекращением финансово-хозяйственной деятельности многими из них, объявлением ликвидации либо банкротства, а также наличием неисполненных первоочередных взысканий.