Потерпевшая в ДТП, застрахованная в «РЕСО-Гарантии» по ОСАГО, обратилась в компанию за выплатой в рамках прямого возмещения убытков. Страховщик оценил ущерб и выплатил ей 45,2 тыс. р. Женщина не согласилась с таким размером выплаты. Она отремонтировала автомобиль у официального дилера и предъявила счет за ремонт страховщику с требованием доплатить разницу. Общая стоимость ремонта составила 109,5 тыс. р. Страховщик отказался доплачивать, и потерпевшая обратилась в суд.
Суд первой инстанции отказал ей в выплате. Он указал, что требование о взыскании возмещения без учета износа противоречит закону об ОСАГО. По мнению суда, представленные потерпевшей документы, подтверждающие фактически проведенный ремонт, не отражают средних сложившихся в соответствующем регионе цен на детали и не могут считаться надлежащим доказательством размера страхового возмещения. Согласно правилам ОСАГО, размер страховой выплаты должен определяться на основании независимой экспертизы, а не счета за ремонт, решил суд.
Однако коллегия судей Мосгорсуда отменила это решение. Согласно ст. 12 закона об ОСАГО, величина подлежащих возмещению убытков определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в то состояние, в котором оно находилось до страхового случая, говорится в судебном решении. Это и расходы на детали (определяемые с учетом износа), и расходы на оплату ремонтных работ, указал суд.
Согласно счету за ремонт, стоимость работ составила 40,8 тыс. р., а стоимость деталей – 68,7 тыс. р. Размер износа, определенный страховщиком, – 42,66%. Этот коэффициент суд применил к стоимости деталей согласно счету, получив 39,4 тыс. р. Общая сумма выплаты, подлежащей возмещению, по расчету суда составила 80,2 тыс. р. Поэтому суд обязал страховщика доплатить 35 тыс. р. разницы между этой суммой и уже произведенной выплатой.
Кроме того, суд взыскал со страховой компании в пользу потерпевшей штраф в 50% от суммы доплаты и 3 тыс. р. компенсации морального вреда.
Опрошенные АСН страховые юристы находят такое решение необычным.
Это решение смогут использовать потерпевшие, желающие получить возмещение по ОСАГО в большем объеме. Поскольку суд не исследовал вопрос о возрасте автомобиля и о том, находится ли он на гарантии, выплату за ремонт у дилера, теоретически, сможет получить и владелец подержанного автомобиля, полагает юрист «ДТП Помощь» Денис Спицын. Он отмечает, что в Москве стоимость нормочаса у официального дилера отличается от средней стоимости ремонта в 2–3 раза. Если же речь идет об элитном автомобиле, то стоимость работы дилера может превышать среднюю стоимость в 5–6 раз. «С моей точки зрения, это справедливо: страховщик должен платить исходя из того, во сколько фактически обошелся ремонт автомобиля», – говорит Денис Спицын.
Противоположной точки зрения придерживается руководитель ООО «Страховое право» Кирилл Гацалов. «Все же страховщик, в отличие от виновника ДТП, должен оплачивать ущерб, руководствуясь нормами закона об ОСАГО и правилами страхования. А согласно правилам ОСАГО, по умолчанию, основной документ, определяющий размер выплаты, – документ независимой экспертизы, а не счет за ремонт», – считает Кирилл Гацалов. Здесь же суд отдал предпочтение счету за ремонт – и не ясно, на каком основании, говорит он.