Причиной стали наборы шоколадных конфет, которые компания под Новый год раздавала своим сотрудникам для их детей. Инспекция решила, что со стоимости этих подарков надо уплатить НДС и одновременно отказала газпромовской структуре в применении налоговых вычетов с операции по приобретению конфет. По мнению фискалов, эти вычеты должны быть указаны в прошлых декларациях.
Позиция же «Газпром трансгаз Краснодара» заключалась в том, что подарки дарились «в рамках трудовых правоотношений», а потому объектом для обложения НДС они быть не должны. Обосновывая ее, компания обращала внимание на коллективный договор, по которому работодатель обязуется «принимать совместные меры, направленные на повышение уровня жизни работников и членов их семей» — то есть дарить подарки, выписывать премии и иными аналогичными способами материально стимулировать сотрудников.
Оспаривать решение налоговой «дочка» «Газпрома» отправилась в Арбитражный суд города Москвы (дело А40-29743/2012), а он согласился с инспекцией. Судья Оксана Паршукова указала в своем решении, что с точки зрения главы 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость) передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией товаров, и, значит, должна облагаться налогом. «Если подарки вручаются сотрудникам в качестве поздравления, а не поощрения за труд, то они не являются разновидностью оплаты труда, — рассудила она. — [И то, что] премирование осуществляется «за творческий, инициативный подход к выполнению должностных обязанностей», не может являться основанием для признания такого подарка элементом системы оплаты труда». Впоследствии с ней согласились Девятый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа. Все суды поддержали и отказ налоговой в применении вычетов, поскольку посчитали, что «Газпром трансгаз Краснодар» должен был соблюсти заявительный порядок их использования и пропустил срок для этого.
Однако судьи Высшего арбитражного суда, куда обратилась «дочка» «Газпрома», заняли другую позицию. Передавая дело на рассмотрение президиума, «тройка» в составе Виктора Бациева, Марины Зориной и Елены Зарубиной, прежде всего, посчитала, что ни инспекция, ни суды не имели права отказывать компании в применении вычетов из-за пропуска срока давности. Если бы компания обратилась бы по этому поводу к налоговикам, то это поставило бы под угрозу ее позицию: ведя спор с инспекцией о правовой природе подаренных конфет, нельзя одновременно заявлять о применении льгот. «Заявление вычетов в уточненных налоговых декларациях за проверяемый период означало бы согласие с подходом инспекции относительно обоснованности переквалификации и учета спорных операции при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, что не соответствовало бы действительной позиции общества», — указали судьи.
На заседании президиума вчера речь тоже в основном шла о том, как налогоплательщик должен быть поступить с вычетом. Представлявшая сторону «Газпрома» партнер «ФБК-Право» Галина Акчурина повторила доводы тройки судей, а ее оппонент из инспекции стоял на своем: применение вычетов – право плательщика, воспользоваться которым тот должен был самостоятельно. Впрочем, у ВАС оказалось иное мнение – посовещавшись, судьи отменили все акты нижестоящих судов, а решение инспекции о доначислении налогов признали недействительным.
Эксперты считают, что именно аргумент о вычетах, применить самостоятельно которые компания могла, только согласившись с позицией налоговой, стал решающим для передачи дела в президиум. Для партнера адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры» Валентина Моисеева решение ВАС было предсказуемым. «Отказ налогоплательщику в праве учесть вычеты, — сказал он «Право.Ru», — не имеет под собой никакого экономического обоснования, поскольку превращает НДС в налог со всей суммы реализации». По его мнению, аргумент о вручении подарков работникам в рамках трудовых отношений вполне обоснован и имеет право на существование. С позицией ВАС согласна и юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Олеся Салаева. Вывод надзорной инстанции она называет «правомерным» и уверена, что вручение подарков сотрудникам не образует объекта обложения НДС. А Моисеев добавляет, что арбитражную практику по вопросу обложения НДС подарков работникам уже можно считать сложившейся.