По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в марте жители Европы купили 1,3 млн новых автомобилей, сокращение по сравнению с мартом 2012 года (1,5 млн машин) составило 10,2%. По результатам первого квартала европейцы купили 2,98 млн машин, что также оказалось меньше показателя 2012 года на 9,8%.
Продажи новых автомобилей в Европе продолжили сокращаться уже 18-й месяц подряд.
Как отмечает Bloomberg, это явление напрямую связано с рецессией, вызванной европейским долговым кризисом. К настоящему моменту среди 17 стран Евросоюза уровень безработицы достигает 12% — самый высокий показатель с 1995 года.
В марте четыре из пяти крупнейших рынков Европы заметно сократили реализацию новых автомобилей. В их число вошли Франция (165,8 тыс. машин; −16,2%), Испания (72,6 тыс. машин; −13,9%) и Италия (132 тыс. машин; −4,9%). Удерживавшая свои позиции по сравнению с другими крупными рынками Германия резко сократила продажи новых машин: падение оказалось самым заметным среди всех крупных рынков Европы (281,2 тыс. машин; −17,1%). В масштабе первого квартала 2013 года падение рынков Франции, Испании, Италии и Германии составило 14,6%, 11,5%, 13% и 12,9% соответственно. После событий вокруг банковского кризиса на Кипре потребительский интерес и уровень доверия бизнесу снизился в Германии особенно заметно, отмечает Bloomberg.
Крупнейший рынок Европы Великобритания не сокращается, а, наоборот, растет. В марте увеличение составило +5,9% (394,8 тыс. машин), а в первом квартале 2013 года +7,4% (605,2 тыс. машин). В СМИ это явление связывают с бумом продаж машин частным лицам в Соединенном Королевстве, тогда как реализация машин крупными партиями, например, для автопарков организаций сокращается.
Среди крупных европейских автопроизводителей больше всех потерял второй по величине игрок на рынке — альянс PSA Peugeot Citroen: продажи компании сократились на 16% и достигли 135,8 тыс. машин в сумме для брендов Peugeot (75,4 тыс.) и Citroen (60,4 тыс.). За квартал альянса реализовал 338 тыс. машин — на 15,3% меньше, чем годом ранее. Компания находится в непростом положении: в 2012 году операционные потери PSA составили 576 млн евро, компании пришлось закрыть завод под Парижем и продать некоторые другие активы. В настоящее время суд запретил компании увольнять рабочих до вынесения окончательного решения.
Другой европейский автогигант Renault потерял 9,6% продаж в марте (100 тыс. машин).
При этом дочерний румынский бренд Dacia, принадлежащий Renault, увеличил свои продажи на 20% (23,2 тыс. машин), но это не смогло повлиять на общую картину. В масштабе первого квартала 2013 года сокращение продаж Renault составило 8,1% (253,6 тыс. машин).
Потери лидера европейского рынка Volkswagen Group составили 9%, причем особенно сильно сократилась доля именно бренда Volkswagen (−14,6%; 151,6 тыс. машин). В первые три месяца 2013 года продажи VW Group сократились на 7,5% (723 тыс. машин).
Еще один крупный игрок на рынке, итальянский концерн Fiat смог избежать резкого падения в марте. Компания реализовала в марте 79,2 тыс. машин — на 0,8% меньше, чем годом ранее. При этом сам бренд Fiat был в марте вполне успешен (+8%; 62,2 тыс. машин), но другие марки Fiat — Lancia (−18%; 7,5 тыс. машин), Alfa Romeo (−29,4%; 6,9 тыс. машин) и Jeep (−24,3%; 2 тыс. машин) все же обеспечили компании сокращение продаж.
В марте американские компании Ford (107 тыс. машин) и General Motors (110 тысяч машин) потеряли 15,8% и 12,6% соответственно. Больше других пострадал бренд Chevrolet: в марте его популярность упала на 29,4% (12,9 тыс. проданных машин). Японские Toyota (57,5 тыс. машин), Nissan (55,8 тыс. машин) потеряли в марте 16,3% и 9,9% продаж соответственно, тогда как компания Honda (22,1 тысячи машин) увеличила свои продажи на 17,4%, но в сравнении с другими японскими гигантами в Европе этот показатель пока невелик. Южнокорейская компания Hyundai (43,9 тыс. машин) в марте потеряла в Европе 9,5% продаж, а ее партнер по альянсу Kia (36 тыс. машин), наоборот, увеличил свои продажи на 3,7%.
Эксперты из рейтингового агентства Fitch считают, что кризис автомобильного сектора в Европе еще может ухудшиться, а его конца ждать стоит не раньше 2020 года.
Кроме того, автомобильные компании корректируют ранее установленные цели продаж. К примеру, глава Fiat Серджио Марчионне заявил журналистам в начале апреля, что продажи в 2013 году, скорее всего, окажутся хуже прогнозов, намеченных компанией в январе того же года.
Быстрорастущий российский автомобильный рынок также остановил рост и вступил в стадию стагнации в марте 2013 года. Продажи в этом месяце сократились на 4%, до 244 тыс. машин, но квартальные показатели остались на уровне 2012 года. Эксперты из PricewaterhouseCoopers считают, что в 2013 году российский рынок прибавит около 5%.