Представители СК по Новороссийску проводят проверку по материалам жалобы, поступившей от одного из контрагентов компании, — сообщили в пресс-службе компании. — В офисе компании проводится встреча с представителями менеджмента».
Представитель НМТП уточнил, что об обысках речи не идет: «Пьют кофе, беседуют с менеджментом».
В компании добавили, что подробные комментарии будут представлены, когда группа ознакомится с выдвигаемыми претензиями.
Но с комментариями первым выступил Следственный комитет по Краснодарскому краю.
Как сообщается на сайте ведомства, возбуждено уголовное дело в отношении бывшего временного гендиректора НМТП (его имя не указывается) по статье 204 УК (незаконное получение управленцем в коммерческой организации денег за совершение действий в интересах дающего).
Обыски, прошедшие в пятницу в головном офисе НМТП в Новороссийске, связаны с уголовным делом против действующего гендиректора порта Радо Антоловича, уточнил источник РИА «Новости».
С жалобой в СК обратились два жителя Новороссийска, которые заявили, что 53-летний мужчина, в 2011 году, занимая должность временного гендиректора НМТП, создал «видимость законности сделки в виде займа» и получил $1,5 млн за пролонгацию договора перевалки и транспортной экспедиции скоропортящихся грузов, ввозимых в России. Договор был заключен между НМТП и компанией «Черноморский Альянс» (один из заявителей – учредитель этой компании). Но после сделки предприниматель, который сейчас обращается в СК, попал под уголовное дело и был лишен свободы, а временный гендиректор НМТП не выполнил взятых на себя обязательств по пролонгации договоров и не вернул полученных по договорам займов деньги.
В рамках расследования следователи провели обыски в административном здании НМТП, по месту проживания подозреваемого и нескольких его подчиненных, говорят в СК. До самого подозреваемого следователи не добрались, так как «он находится за пределами Российской Федерации и, согласно материалам оперативно-розыскной деятельности, не имеет намерений к возвращению».
«Я узнал об обвинениях из СМИ. Считаю их совершенно необоснованными и буду отстаивать свою позицию», — заявил Антолович «Интерфаксу».
Акции НМТП за последний час торгов (по данным на 14.40 по московскому времени) упали на 0,8% — до 3,72 рубля за штуку — на фоне общего роста российского рынка акций более чем на 0,75%.
Группа НМТП — крупнейшая стивидорная компания России. Грузооборот за 2012 год составил 158,9 млн тонн (рост на 1,2% по сравнению с 2011 годом). В январе — феврале 2013 года грузооборот сократился на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года — до 24 млн тонн. Гендиректор НМТП Радо Антолович пояснил, что «практически весь объем снижения грузооборота приходится на два фактора, находящихся вне контроля группы: это изменения в графике прокачки нефти по системе магистральных трубопроводов России и фактическое прекращение экспорта зерна из России по причине неурожая в 2012 году».
Акции группы котируются на Московской бирже, а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок. 50,1 % акций ОАО НМТП принадлежат компании Novoport Holding Ltd, бенефициарами которой на паритетных началах являются монополия «Транснефть» и группа «Сумма». В компаниях, выступающих акционерами порта, отказались от комментариев, перенаправив запрос в НМТП.
В феврале между основными акционерами произошел конфликт: «Транснефть» была недовольна политикой менеджмента порта. Компания была недовольна модернизацией нефтетерминала Шесхарис (инвестиции в проект были запланированы на уровне 747 млн рублей, а на практике вложено оказалось лишь 152 млн рублей). Также монополию не устраивала активизация в Новороссийском порту посредников-экспедиторов, которые сами оказывались грузовладельцами. Кроме того, недовольство «Транснефти» вызвал уровень долга актива. В 2013 году он вырос почти в шесть раз — с $94 млн до $584 млн. Это сравнимо с показателем EBITDA (прибыль до уплаты налогов компании) НМТП за 2012 год — $589 млн.
Информация о противоречиях между акционерами появились на фоне резкой критики главы госкомпании «Курорты Северного Кавказа» Ахмеда Билалова (двоюродный брат владельца «Суммы» Зиявудина Магомедова) со стороны президента России Владимира Путина и отказа генподрядчика строительства железной дороги Кызыл — Курагино от работы со связанной с Магомедовым компанией «Стройновация».
«Транснефть» официально заявляла о необходимости замены Радо Антоловича. НМТП должен был возглавить руководитель «Транснефть-сервиса» Сергей Киреев. Но в конце февраля стороны пришли к компромиссу, договорившись об основных вопросах.
На 19 марта назначен совет директоров с повесткой об избрании нового председателя, которым вместо представителя «Суммы» станет ставленник «Транснефти»: Антолович останется на своем посту, а вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин сменит Марата Шайдаева на посту председателя совета директоров порта.
20-процентный пакет НМТП принадлежит государству. Приватизация может пройти осенью 2013 года, Росимущество предложит правительству вариант и публичного размещения, и продажи стратегическому инвестору, рассказала журналистам в конце февраля глава ведомства Ольга Дергунова. «До конца года пока сохраняется в планах (приватизация)», — сказала Дергунова, пояснив, что существует всего два окна для этого размещения. «Для того чтобы размещаться на бирже, есть очень жесткие сроки… Апрель — май или до 15 ноября… Уже очевидно, что апрельское окно мы пропустили», — пояснила она, добавив, что окончательное решение по форме сделки еще не принято. Дергунова отмечала, что интерес к порту проявили около 35 потенциальных стратегических инвесторов.