Утилизационный сбор сейчас уплачивается при импорте как новых, так и подержанных машин, однако работающие в России автопроизводители могут вместо уплаты сбора предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Это различие неоднократно вызывало озабоченность представителей ЕС, и в конце февраля было объявлено, что российские производители будут платить такие же платежи, как и иностранцы.
«Какие могут быть компенсации? Придется повышать эффективность», — сказал министр в четверг журналистам, отвечая на вопрос, будет ли компенсировано отечественному автопрому изменение механизма утилизационного сбора.
Что касается проектов по промсборке автомобилей на территории России, то по ним такие компенсации будут необходимы, чтобы не ухудшить условия, оговоренные в ранее заключенных соглашениях, добавил Белоусов.
«Введение нового механизма утилизационного сбора ухудшает условия реализации инвестиционных проектов, которые запущены. У нас есть «дедушкина оговорка», есть закон об иностранных инвестициях, есть просто обычный самый здравый смысл, который говорит о том, что если мы принимаем какое-то решение, оно не должно влиять на ранее принятое решение в этой области. Поэтому нам нужно найти какую-то форму компенсаций инвесторам по уже реализуемым инвестиционным проектам, которые помогли бы им вернуться к прежнему состоянию», — пояснил глава Минэкономразвития.
Он отметил, что ранее уже был пример подобного решения, когда после присоединения к ВТО Россия повысила таможенные пошлины на ввозимые автокомпоненты для промсборки с 0 до 5-10%. «Мы приняли специальный закон, который предполагает до 2020 года, до окончания сроков действий соответствующих соглашений, компенсацию за счет субсидий повышенных расходов компаний», — напомнил Белоусов. «Я думаю, что здесь мы тоже будем искать какое-то решение», — заключил министр.